Религия и культура

  • Как взгляд на мир и метафизическое свойство человеческого самосознания религия является одной из основополагающих черт культуры. Религия – комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Религия предполагает наличие системы символов, которая дает  представление о сверхъестественном существе.  Она связана с чувством почтения, благоговения и страха. Главный признак религии – вера в сверхъестественное.
  • Исторически религия явилась смыслообразующим основанием культуры. Именно через первые системы верований человек понимал окружающий мир и свое собственное место в нем, создавал общину как социокультурное образование, в рамках религиозных культов развивалось искусство. С помощью религиозных идей человек и сегодня осмысливает опыт смерти, зла и страдания. Религия создала исторически первый механизм передачи  культурных ценностей, который воплощался в системе ритуалов и тайных знаний. Еще долгое время церковь сохраняла монополию на грамотность и образование Велико значение религии как фактора социальной интеграции и стабильности внутри общины, а позже – внутри одной конфессии. Интегративная функция религии не исключает, однако, ее дестабилизирующих моментов (война с иноверцами, насильственное обращение в свою веру, агрессивность сектантства, терроризм современных фундаменталистов). Образуя новые секты и конфессии, религия вырабатывает новые культурные идеалы и таким образом выступает фактором развития культуры. Религия создает также  идеальную модель поведения, конкретные жизненные цели, способствует эмоциональной разгрузке человека.
  1. Конфуцианско-даосистский тип культуры.

 Специфика культуры цивилизации Китая.

  • Китайский этнос создал особый тип культуры. Длительное время живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношения человека с природой., устойчивыми культурными традициями.  Социальная этика и административная практика играли в ней более значительную роль, чем мистика и индивидуальные поиски спасения. Китаец видел перед собой эталон высшей добродетели и старался ему подражать. Пророками в Китае считались те, кто учил жить достойно, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете. Не религия как таковая, а, прежде всего, ритуализированная этика формировала облик китайской культуры.

Китайская культура:

  • – боле рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни;
  • – в ней исключительна, огромна роль традиций, ритуалов и церемоний;
  • – китайская культура связана с религией;
  • -для нехарактерна поэтизация и эстетизация природы.
  • Собственно период формирования культурного типа Древнего Китая охватывает:
  • – так называемую эпоху «Воюющих царств» 5 – 2 вв. до н.э. (когда из общего количества воюющих государств выделяется  семь наиболее могущественных);
  • – эпоху Цинь (когда была создана великая империя, во главе которой до 221 г. до н.э. стоял император Цинь ши хуанди);
  • – эпоха Хань (которая полностью реализовала все культурные установки первых двух).

Культурная преемственность этих трех эпох позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации, которую можно рассматривать как разновидность ирригационных культур, но с единой системой административно-хозяйственного управления., сакрализацией власти императора – Сына Неба. В древности китайцы  называли свою страну Срединным государством, считая ее центром мирозданья – единственным цивилизованным  миром. Империя была проявлением всеобъемлющей гармонии бытия, а император – религиозным символом власти. Богом для китайцев было НЕБО.

  • Культ Неба и сакрализация власти правителя шли от культурной архаики, но уже создание административной системы предполагало рациональный принцип ее формирования, а не на опору на существующие дворцовые и храмовые хозяйства, как это было в ближневосточных культурах. Потому что в Китае культу верховного божества Неба принял в основном форму почитания «Сына Неба», т.е. священной особы императора, а важнейшие культы предков были сосредоточены внутри патриархальной семьи.
  • Китай не заложил основы замкнутой касты жрецов и сановников, но создал тип городской рациональной культуры – был сформулирован рациональный тип чиновника-управленца. Чиновники также не превратились в закрытую касту. Административные чины можно было получить за заслуги перед государством, а не по принципу происхождения. В дальнейшем, сложилась знаменитая экзаменационная система занятия административных должностей (мандаринат).
  • Основанием пирамиды государственной цивилизации являлась семья. Очень многочисленная, состоящая из нескольких поколений родственников с проживающими вместе братьями и сестрами. Число членов семьи исчислялось сотнями и тысячами. Держалась семья на соблюдении «пяти постоянств»:
  • 1) Отец должен следовать Долгу и Справедливости;
  • 2) Мать– источать милосердие;
  • 3)старшие братья – питать к младшим дружеское расположение;
  • 4) младшие к старшим  уважение;
  • 5) все сыновья – почитать родителей и вообще старших.

Пути мужчины и женщины в китайском обществе были различны: конфуцианская мораль предписывала им даже ходить по разным сторонам улицы. Женщина рассматривалась как средство продления жизни, и только рождение сына делало ее жизнь в семье лучше. Еще безграничнее в китайской семье роль свекрови. Все самое страшное в семье женщину ждало в роли невестки.

Китайское общество связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец за сына, покровитель – за рекомендуемого. Вся семья отвечала за любого члена своего клана. Столетиями существовала знаменитая система «бао-цзя», по которой ответственность за преступника разделяли  соседи с четырех сторон.

Китаец всеми своими помыслами был устремлен в прошлое. Отдельный человек значил очень мало, сначала семья – потом личность.

Философия, наука и искусство.

  •     Особенности древнекитайской философии. Школы. Философия в Китае возникает в 1 тысячелетии до н. э,  приблизительно в  4 – 3 вв. до н.э. Этот период «борющихся государств, царств» был тем, что сейчас часто называют «золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и творчески существовали шесть основных философских школ: 1) конфуцианство; 2) моизм; 3) школа закона («фа-цзя»), по –европейски легизм; 4) даосизм; 5) школа «инь-ян» (натурфилософы); 6) школа имен  («мин цзя»). При этом в большинстве  школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений, которых были или слабы, или заимствованы из других школ. Древнекитайская философия была малосистемна. В ней не было своего Аристотеля, была очень слаба рационализированность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык имел ряд некоторых отличий, что затрудняло выработку  (что очень важно для философии) абстрактного философского языка
  • «Даодэцзин» и Лао-цзы.  Основатель школы – Лао-цзы, а «Даодэцзин»  («Книга о дао и дэ») – главный труд даосизма. В отличие от конфуцианства, моизма и легизма, которые были по преимуществу этико-политическими учениями, даосизм серьезно занимался вопросами объективной картины мира в его абстрактно-философском категориальном аспекте. В центре внимания даосизма оказались проблемы бытия и небытия, становления, единого, многого и т.д., делая из этого выводы относительно человеческого общества и человека в его системе.
  • Основным в даосизме является понятие «дао». Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего в мире, это всеобъемлющий закон мирозданья. «Дао» – основа всех вещей, то, что лежит в их основании как их сущность всегда, будучи их вечным началом во времени. Дао обладает противоречивыми свойствами. Оно неизменно и тем не менее пребывает в постоянном изменении. Дао туманно и неопределенно, в нем изначально содержаться вещи. Оно присутствует в конечных вещах, но дао бесконечно, поэтому его невозможно объять и, следовательно, познать. Дао бестелесно, но всегда предстает в виде конкретных вещей. Таким образом, мы можем представить доасскую картину мира следующим образом. Небытие первично. Это и есть «дао», не имеющее имени. Оно не имеет имени, поскольку, назвав его, мы тем самым превращаем его в бытие. О небытии можно говорить только отрицательно. Небытие порождает бытие. Бытие – «дао», имеющее имя, физическим аналогом которого являются небо и земля. Имея своей глубочайшей субстанцией небытие, все вещи, несмотря на то, что непосредственно они опираются на бытие, непрочны, они постоянно уходят в небытие, в котором обретают свой покой. Это возвращение – единственное постоянное в мире вещей. За всем этим стоит дао, придающее миру единство и гармонию.
  • Что касается этического учения, то здесь даосизм полностью противоположен конфуцианству. Даосисты считают, что главным качеством добродетельного человека – это победоносное недеяние, который «не борется, но умеет побеждать», и в этом он подобен дао, не имеющему имени.  Принцип недеяния положен даосистами в основу их концепции управления. Считалось, что мудрый правитель не должен вмешиваться в социальный порядок, чтобы не нарушать всеобщий закон. Естественным состоянием общества является мир, а не война. Стремясь к миру надо во всем уступать своим соседям. Мудрость на деле – это деяние без борьбы, насилия и жестокости.
  • Конфуцианство. Основной школой в философии Китая считается конфуцианство. Основатель школы Кун Фу-цзы (по-русски – Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. В 50 лет основал собственную  школу, имел много учеников, которые записали мысли своего учителя,  и в результате создали главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» – «Беседы и наказания». Но  конфуцианцы  были, прежде всего, общественники. Поэтому в центре внимания у них были проблемы умиротворения общества, эффективное управление государством,  взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания.  Конфуцианство, выражало интересы родовой знати, господство которой приходило в упадок, подвергалось серьезным нападкам со стороны «новых богатеев» из числа зажиточных общинников, купцов. Конфуций ставил перед собой две цели:
  • 1)      упорядочить отношения родства среди самой знати, упорядочить ее взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед лицом нависшей угрозы потери ее власти  и захвата ее «низшими людьми»;
  • 2)      идеологически обосновать привилегированное положение родовой знати.

Конфуций был первым, кто поставил вопрос о природе человека, правда, в связи  со своей концепцией воспитания и обучения. Считалось, что образцом воспитанности является «благородный муж», который опирается на такие этические понятия как взаимность, золотая середина, человеколюбие, составляющее в целом «правильный путь» – «дао», которому должен следовать всякий, кто желает жить в мире с самим собой, с другими людьми и с мирозданьем. Ключ к управлению Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих граждан  нижестоящим. Если «верхи» следуют «дао», то народ не ропщет. Что касается знания, то Конфуций считал основным методом получения знаний – обучение, а источником знания древнее предание и летописи. Конфуций проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установок и подгонки новых знаний под авторитеты  древности. Конфуцианство преобладает в Китае и над даосизмом и над буддизмом. Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство вобрало в себя политику, административную систему, стало регулятором социальных и экономических процессов. Конфуцианство – основа китайского образа жизни.

  •  Моисты. Эта школа основана Мо Ди  \ Мо-цзы \, жившим после Конфуция, примерно в 480 – 400 гг. до н.э.  Мо-цзы  воспринял идею веры  в небо и его волю, но эта идея у него получила иную интерпретацию.     Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства. Впервые в истории Китая  он выдвинул теорию происхождения государства и власти  на основе общего договора  людей, согласно которому власть вручалась «самому мудрому из людей» независимо от его происхождения. Центральным в учении моистов является принцип «всеобщей любви», который представляет собой этическое обоснование идеи равенства людей  и требования свободных низов древнекитайского общества права участия в политической  жизни.
  • Законники (легисты). Эта школа появляется в конце правления Чжоуской династии, главными представителями ее были Цзы-чан, Шан Ян, Хань Фэй-цзы. Законники противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» закон «фа» и полностью отказались  от методов убеждения, от нравственного убеждения, положившись на правовое  принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Наивные представления о государстве как о семье, были заменены представлениями о государстве как о бездушной машине. Место добродетельных мудрецов заняли чиновники, место правителя – отца своего народа – деспод-гегемон, который должен быть превыше предков, народа, и неба. Высшей целью стала  внешняя цель победы своего царства в борьбе царств, покорение других царств и воссоединение Поднебесной, Китая. Ради этого изгонялись всяческие излишества, упразднялось искусство, пресекалось инакомыслие,  уничтожалась философия. Законники видели экономическую основу могущества государства в земледелии – ремесла и торговля ими ущемлялась. Земледелие и война – главное, на что государство должно опираться и ради чего оно должно существовать. Положительным у законников было то, что они выдвинули концепцию равных возможностей, согласно которой государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости, а тем более не должно быть наследственных должностей.
  • Искусство Китая пронизано высокими философскими идеями и мудрыми поучениями Оно гуманистично и величественно. В нем воспевается красота мира и гармония природы.
  • Даже письменность китайцев трепетно красива и сложна для усвоения людьми других типов культуры. Китайская письменность – иероглифы. В нем слово изображается рисунком. Постепенно рисунки упростились и приняли вид современных иероглифов. Знания 3 тысяч иероглифов достаточно, чтобы понимать написанное.
  • В средние века китайская иероглифика играла в Восточной Азии такую же роль, как латынь в Европе. Вьетнам, Корея, Япония стали использовать иероглифы. Хотя затем во Вьетнаме и Корее появилась своя система письма.
  • Иероглиф предстает в восточных культурах как идеальная модель художественного произведения. Иероглифические формы угадываются в архитектуре, в изделиях прикладного искусства.
  • Китай – родина уникальной живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых». Жанр этот зародился в IX в. и существует до наших дней. В живописи «цветов и птиц» реализуется принцип даосизма. Единое – мир – реализуется в единственном – цветке. Китайцы особенно ценили и  воспевали в стиха, в пезажах   хризантемы, цветы слив «мэй». Для них, через причудливые переплетения прожилок лепестков цветка просвечиваются контуры мироздания.  Горы и воды представлялись узорами Дао Пейзажная живопись даосистско-конфуцианского типа культуры ярко выражает эстетическую позицию – единство и взаимопроникновение естественного и искусственного, рукотворного и нерукотворного, достоверного и условного. Большинство пейзажистов Китая и Японии осознает, что они создают микромир, адекватный мирозданию.Основной порок живописи, по их мнению, – вульгарность. Бегство от вульгарности – основа творчества восточных художников.

Архитектура и скульптура.

Великий канал и Великая китайская стена. Пагоды.Медицина – 3000 лет. В Древнем Китае впервые была написана книга «Фармакология», проводились операции с использованием наркотиков, иглоукалывание, массаж, гимнастика у-шу.

В области математики был открыт метод  решения уравнения первой степени с двумя и тремя неизвестными, умели вычислять отношения между длиной круга и его диаметром. В области астрономии китайцы знали как вычислять солнечное затмение, составили атлас звезд, лунный календарь и т.д.

Китайцы изобрели шелк, бумагу, порох, компас, механические часы, сейсмограф,

3.ИНДО-БУДДИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

  • Древнеиндийская культура (Современное название Индия появилось только в 19 в.),
  • вызывает чувство эстетического и интеллектуального наслаждения.  Она сформировалась около 4000 лет назад, примерно с середины 3 тыс. до н.э. и до 6 в.н.э. и не имела сколь либо серьезных изменений, она считалась самой духовной культурой Востока. Индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть. Издавна вели оседлый образ жизни, природа обеспечила им необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны – Гималайские горы, с другой стороны  – океан способствовали тому, что Индия долгое время была защищена от вторжения извне. Когда нет необходимости тратить силы на выживание и борьбу, люди могут позволить себе более возвышенную, духовную жизнь.

История Древней Индии распадается на два больших этапа:

  1. Хараппская цивилизация, сложившаяся в долине реки Инд (2500 – 1800 гг. до н.э.).
  2. Арийский период – охватывает весь остальной период и связан с приходом арийских племен в долины рек Инда и Ганга.

Хараппская цивилизация.

  •             Основные центры Хараппской цивилизации – Хараппа  и Мохендж-Даро (Пакистан) – были крупными стотысячными городами. Во время археологических раскопок  на территории, где находились древние поселения  обнаружены изделия из бронзы и меди (топоры, серпы, пилы). Именно жители этой долины первыми в мире научились прясть  и ткать хлопок. Высокого развития достигли гончарное дело и ювелирное искусство. Наиболее совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации. При раскопках была обнаружена общественная купальня – необычное гидротехническое сооружение, зал собраний, другие большие здания. Харапская цивилизация имела свою письменность и язык.  Но мировоззрение этой эпохи остается для нас неизвестным из-за  нерасшифрованной письменности.  В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: статуэтки, рельефы на печатках. Хараппская цивилизация, пережив расцвет и подъем, постепенно пришла в упадок. Возможно, этому способствовал приход Ариев, эпидемии, климатические изменения, природные катаклизмы.

Арийский период.

  •       После заката Хараппской цивилизации, в долины рек Ганга и Инда пришли кочевники-арии. Они принесли свою социальную структуру (деление на касты), религию, искусство. Конечно, арии восприняли некоторые элементы из Хараппской цивилизации, но что именно неизвестно. Пришедшие в Индию арии принесли с собой Ведическую литературу (буквально «ведение», «знание»), возникших,  по-видимому, между 2-ым и 1-ым тысячелетиями до н.э. и, являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.

Структура Ведической литературы.

  • 1-й слой собственно  Веды – самхиты, т.е. сборники гимнов в честь богов. Самхит существует четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа
  • 2-й слой – Брахманы, содержащие мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам.
  • 3-й слой – Араньяки,
  • 4-й слой – Упанишады.

Все это священные тексты – шрути. Шрути дополняются смрити  («запоминаемое») – ритуальными, законодательными, научными трактатами.

Именно в Ведах говорится о делении индийского общества на касты (варны).Во главе государства стоят правители, образующие касты кшатриев. Их власть ограничивается кастой брахманов. Брахман – священник, ученый, образованный человек, почитался выше кшатриев. Касту вайшьи образовали земледельцы, ремесленники и торговцы. Шудры – каста наемных работников и батраков. Парии (неприкасаемые) находились вне каст. Это исполнители грязных работ. Со временем каст становилось больше, человек как бы растворялся в них. Но именно касты в те времена  и позже, обеспечивали человеку выживание и относительно безопасную жизнь.

В ведический период складываются принципы, определившие духовное развитие  культуры Древней Индии. Их исходным пунктом было обожествление миропорядка и представления о нем. Идея божественного создания общественного строя становится основой взглядов на духовную и светскую власть.

В 1 тыс до н.э. ведизм трансформируется в  брахманизм – более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов ( а их в древнеиндийской мифологии около 3000, главных 33) сведено к троице – Брахма – творец мира, Вишну – охранитель мира, Шива  – разрушитель мира.

Далее брахманизм переходит в индуизм. Индуизм – самая распространенная в Индии религия и насчитывает около 80% верующих в современной Индии. Он существует в виде двух ветвей – вишнуазм и шиваизм. В настоящее время, самостоятельной ветвью стал кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществлялось через  концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар 10, главными являются 7 (образ Рамы), 8 (образ Кришны), 9 (образ Будды). Основу индуизма составляют идеи о вечном переселении душ (сансара), происходящая в соответствии с  законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

  • Буддизм  – ведущее этико-философское учение Древней Индии, основатель – странствующий монах  Сиддхартха Гаутама (4 в.).  Буддизм пессимистичен в  исходном  понимании жизни. Буддизм стал учить, что любая жизнь – это страдание и что в сансаре не может быть  счастливых жизней. Кем бы ни был человек  – он обречен на болезнь,  старость и смерть. Жертвы здесь не помогут, и единственное средство избавления от страдания – это выход из сансары. В буддизме были сформулированы четыре благородные истины:
  1. Жизнь есть страдание.
  2. Корень страданий лежит в жажде жизни, в жажде наслаждений, в жажде существования.
  3. Страдание имеет причину, следовательно, возможно избавление от страдания, возможно полное уничтожение этой жажды.
  4. Возможен путь избавления от страдания. Этот путь восмеричен.

Благородный восмеричный путь указывает восемь состояний, овладев которыми, человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции. Упомянутые восемь ступеней представляют собой три аспекта буддийской практики: нравственное поведение (шила); дисциплина ума (самадхи); мудрость (паннья).

Восьмеричный путь.

  1. Правильное понимание.
  2. Правильное намерение или ориентация.
  3. Правильная речь.
  4. Правильный поступок.
  5. Правильный образ  жизни.
  6. Правильное усилие.
  7. Правильное направление мысли.
  8. Правильная сосредоточенность.

Итогом восьмеричного пути должно стать состояние полной невозмутимости и безразличия, называемое в буддизме «нирваной» (тушение огня, угасание, покой). Для европейской культуры очень трудно осмыслить нирвану через свой язык и идеи. Европеец скорее отождествит нирвану с небесами, и попытается найти образное и подробное описание того, насколько легче будет жизнь там, в сравнении с жизнью, которую мы имеем здесь и сейчас. Но нирвана есть часть мировосприятия, построенного совершенно иначе. Нирвана отрицает те небеса, на которых постоянно присутствуют эгоизм и себялюбие, нирвана влечет за собой прекращение всего, что имеется в сансаре. Буддисты считают, что тот, кто осознал, что такое истина – нирвана, есть счастливейшее  существо в мире. Он свободен от всех комплексов и навязчивых идей, беспокойства и озабоченности, которые мучают других. Его духовное здоровье безупречно, он не жалеет о прошлом, не уповает на будущее. Он умеет ценить вещи, наслаждаться ими в чистом виде, не пытаясь проецировать на них свое «Я».   Его не гнетут эгоистические побуждения, ненависть, невежество, самолюбие, гордость, и поэтому он чист и благороден, полон вселенской любви, сострадания доброты, понимания, терпимости. Его служение другим совершенно, потому что он не думает о себе. Он ничего не стремится выгадать, ничего не накапливает, даже духовного, так как свободен от обмана, в который вводит нас наше «Я».

Кроме темы страдания в буддизме были затронуты и иные важные мировоззренческие проблемы. Например, подчеркивается мысль о том, что все в мироздании причинно взаимосвязано и ничего не происходит случайно. Высказывалась также идея изменчивости всего сущего: кажущееся вечным на самом деле исчезает, высокое снижается, где есть встреча – будет и разлука и т.д.  Душа человека  – это сплошной поток сознания, постоянное становление, а сам индивид  напоминает движущуюся колесницу. Со временем, буддизм превратился в одну из мировых религий, особенно влиятельных в странах Востока и по сей день.

Буддизм оказался приемлемым для различных слоев общества и для разных народов. Буддизм распространен в Индии, Китае (Тибет) и Японии (дзэн-буддизм), Непале, Таиланде, Вьетнаме, Камбодже, Монголии (ламаизм), Шри-Ланке.

Философия, искусство и наука  Древней Индии.

Наибольшего подъема индийская культура и философия достигла в 6 – 2 вв. до н.э. – 8 в.н.э.

  • ФилософияСобственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное  отражение получили в Упанишадах, но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них Ригведе.  Главное содержание Ригведы – это  торжественные песнопения, заклинания и молитвы, обращенные к многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца, прежде всего  различные явления и процессы природы. Вместе с тем, в Ригведе находит свое отражение неудовлетворенность мифологическим истолкованием действительности. Высказываются первые сомнения в существовании ведических богов, осмеиваются жреческие ритуалы и обряды. Мыслители Древней Индии начинают размышлять  о первоначале бытия, о происхождении мирозданья, причинах социальных различий и т.д. Веды положили начало философской традиции в Древней Индии, которая выросла из комментирования Вед. Ее важнейшее звено – Упанишады. Содержанием философии в Упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем, как место и назначение человека в системе окружающего бытия, природа внешнего мира и человека, характер его жизни и психики, границы и возможности его познавательных способностей, нормы его поведения и т.д.  В большинстве случаев рассмотрение философской проблематики проводится в рамках религиозно-мифологического мировоззрения.  В Упанишадах была выдвинута идея существования первоосновы мира («брахма») и души («атман») человека. Здесь имеет место положение о вечном круговороте в жизни («самсара»)  и законе воздаяния за прошлые деяния («карма»). Эти и подобные идеи послужили основой для развития ряда течений и школ в индийской философии.
  • В середине 1 тысячелетия до н.э. в Индии появляется ряд самостоятельных философских школ, всего около девяти: джайнизм, буддизм,  чарвака – локаята (настика, школы, не признававшие святость вед), и  санкхья, миманса, веданта, ньяя, вайшешика, йога ( астика – классические философские системы).

 Джайнизм. Термин «джайнизм» происходит от «джина» – победитель. Джайнизм близок к буддизму, но сохранились в Индии до сих пор, т.к. приняли деление на касты. В нем также существует понятие  нирваны, кармы, но  главным выступает принцип АХИМСА – непричинение зла всему живому.

Чарвака-локаятаотвергая Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование бога, во всех смыслах, и строит свое мировоззрение на тезисе о первичности материи и сознания. Человек наделен разумом и в состоянии познать мир.

Классические школы.

  • Санкхья («исчисляющий», «перечисляющий») – одна из самых ранних философских систем Древней Индии. Эта система ставит своей целью правильное познание реальности путем перечисления основных объектов и средств познания. Санкхья дуалистична, они пытались объяснить все мирозданье и найти спасение от страдания, исходя из двух  изначальных реальностей духовной и материальной.
  • Миманса признает, что мир создан из атомов в соответствии с моральным законом кармы.
  • Веданта учит о возникновении мира из Брахмы. Душа может достичь тождества с Брахмой. Это состояние называется Атман. Оно дает освобождение от смерти. Веданта – ведущая школа в Брахманизме.
  • Йога – школа приемов для достижения особого духовного состояния. Это аскетизм, вхождение в состояние глубокой сосредоточенности и созерцательности.
  • Вайшешика  и ньяя – несколько схожие школы. Ньяя делает упор на правила логики. Вайшешика  больше уделяла внимание вопросам мирозданья, и, что роднит ее с ньяя, вопросам познания.
  • Наука. Именно в этот период наибольших успехов индусы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийским математикам было известно  число «пи», они создали десятичную систему, используя 0. Математические термины «синус», «корень», «цифра» также имеют индийское происхождение. Индийские астрономы высказали мысль о том, что земля вращается вокруг Солнца, знали о шарообразности Земли. Высокого уровня достигла индийская медицина, создавшая  науку о долголетии «аюрведу». Индусы делали 300 видов операций и использовали 120 хирургических инструментов.
  • Литература. Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. В 1 тыс. до н.э. появились два  великих литературных памятника «Махабхарата» (спор между Кауравами и Пандавами) и «Рамаяна» (подвиги и приключения царя Рамы в поисках Ситы). Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы. На основе культовых  и народных образов в Древней Индии сложилась драматургия. Классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (4 – 5 вв.). В ее произведениях раскрывается внутренний мир героев.
  • Архитектура, существовавшая до 3 в.до н.э. не сохранилась, т.к. строили из дерева. Поскольку господствующей религией в то время был буддизм, то соответственно основными памятниками являются культовые сооружения:

 

  1. Ступы – круглые  кирпичные сооружения для хранения реликвий Будды (36 х16),
  2. стамбхи – монолитные столбы-колонны со священным животным на верху (15м.)
  3. чайтьи (пещерные храмы) – (комплекс в Аджанте)
  • Индийская культура немыслима без музыки. Вокальную музыку индийцы считали началом и концом всех искусств. Особенностям музыки, канонам и технике танца  посвящен тракта «Натьяшастра». Творцом танца был Шива. Но большая часть танцев посвящена Кришне и Раме. Родоначальником  индийской драматургии стала  танцевальная пантомима.

4. МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Третей, самой поздней по времени возникновения, мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий мира, приверженцев ее насчитывается около 529 миллионов, преимущественно а Северной Африке, Юго-Западной , Южной и Юго-Восточной Азии . Арабоязычное население почти полностью исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные народы – в подавляющем большинстве; много мусульман среди североиндийских племен; население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в 7 веке. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманским легендам основателем религии был пророк Мухаммед , араб , живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд откровений, записанных в священной книге мусульман – Коране, и передал их людям. Коран – основная священная книга  мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, и Евангелие для христиан. Для изучения раннего ислама именно Коран является важнейшим источником.

Сам Мухаммед  ничего не писал: по – видимому был неграмотным. После него остались разрозненные записи  его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Из этих записей при третьем преемнике Мухаммеда – Османе, около 650 года был сделан свод, получивший название Коран «чтение». Книга была объявлена священной, продиктованной Мухаммеду архангелом Джабраилом (Гавриилом ), не вошедшие в нее записи были уничтожены. В центре исламской культуры находился Коран. Культ Аллаха – признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного Бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ.

Коран разделен на 114 сур. Они расположены без всякого порядка, просто по размерам :  более длинные ближе к началу, более короткие ближе к концу. Суры мекканские – более ранние, мединские – более поздние перемешаны. Одно и то же повторяется многократно в разных сурах.  Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами геенной в  будущей  жизни всем непослушникам . в Коране совсем не видно таких следов литературной обработки , какую мы видим в Библии. С точки зрения литературы  – это совершенно сырые и необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман – это сунна, состоящая из  священных преданий – хадисов о жизни, чудесах  и поучениях Мухаммеда.  Сборники хадисов составлялись в 9 веке мусульманскими богословами Бухари и Муслимом. Но не все мусульмане , но большинство признают  сунну. Те кто признают  – называются сунитами.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком в 8 веке.  Европейская наука немало потрудилась над выяснением истоков ислама и подлинной биографией Мухаммеда. Переводы Корана на европейские зыки были сделаны в 18 и 19 веках. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил  около 570 –632 годов и проповедовал свое новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине ,где ему удалось собрать много последователей; опираясь на них он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики, в отличие от евангельского Иисуса Христа.

Аравия была издавна населена семитскими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием и ремеслом, торговлей, а часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, коз и овец. Аравия была связана экономически и культурно с  соседними странами – Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Одним из важных узлов пересечения торговых дорог  находился в Мекканском оазисе. Родоплеменная знать обитавшего здесь  племени корейш извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов ; в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

Были в Аравии поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных народов и верований общались друг с другом. Верования их влияли друг на друга.

В 6 веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как  торговые дороги переместились на Восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие. Кочевники, потерявшие доход от караванного дела , стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию . возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться необходимость в объединении . это не замедлило сказаться и в идеологии – возникло движение  за слияние племенных культов , за почитание единого верховного бога  Аллаха; тем более , что евреи и христиане подавали пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога.

В такой обстановке развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда. В его проповеди собственно не было ничего нового по сравнению с учением иудеев и христиан. Основное у Мухаммеда – это требование почитать только одного бога и быть безупречно покорным его воле. Само слово ислам означает покорность .

Проповедь Мухаммеда была встречена сначала недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась , что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство  хиджра, совершенное в 622 году, считается мусульманами  за начало особого летоисчисления \ мусульманская эра \. В земледельческом оазисе Медина  Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он даже пытался опереться на еврейские общины. Навербовав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканская корейшитская знать была вынуждена принять ислам; но он не прогадали , а только выиграли от этого – с объединением арабских племен, которое одно за другим примыкало к новой религии, значение Мекки как национально-религиозного центра возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавить движение.

В момент смерти Мухаммеда 632 год, новое учение не было еще оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты   мусульманскими богословами. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить:

  • – что есть только один бог – Аллах;
  • – что Мухаммед был его пророком- посланником на Земле;
  • – что до него бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, но Мухаммед выше их всех.;
  • – что существуют ангелы и злые духи джинны, впрочем, последние пришли в ислам из древнеарабской мифологии и не всегда злые, они находятся во власти бога и исполняют его волю; – – что в последний день мира мертвые воскреснут и получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в аду;
  • – что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку назначил судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других к беззаконию и загробным мучениям. Важнейшее качество Аллаха – это его бесконечное могущество и величие. Поэтому важнейшим предписанием в Коране является требование полной и безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:

  • –     обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы.;
  • –          обязательное омовение перед молитвой и в случаях какого-либо загрязнения;
  • –          налог ( закят)\ в пользу бедных;
  • –          ежегодный пост – ураза, в десятом месяце рамадане в течение всего месяца;
  • –          паломничество \хадж \ в Мекку , которое правоверный мусульманин должен совершить хотя бы один раз в жизни.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то , что они не так уж тяжки и невыполнимы, допускают изъятия и невыполнение в определенных условиях. Вода для омовения в случае необходимости может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, путешественников, они должны будут поститься в последующие дни необходимое количество времени. Мусульманский пост в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от еды и питья только от восхода до заката. После заката можно есть и пить все, что угодно.

Мусульмане имеют с иудаистами ряд общих обычаев и запретов: обязательное обрезание мальчиков, запрет есть свинину, строгое запрещение делать изображение бога, а также вообще изображать животных, чтобы не было поводов к идолопоклонничеству. Последователям ислама запрещается пить вино.

Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру джихад. Это вполне понятно , если вспомнить, что само мусульманство возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новых земель. В Коране это положение изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца в году считается запретными ) надлежит  воевать с неверными, с многобожниками, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявлен фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственное исламу, в большей степени, чем всем остальным религиям мира. Однако впоследствии и мусульманские богословы и светские ученые мусульмане, иначе стали толковать эту заповедь.  В Коране проводится некоторое различие между приверженцами немусульманских религий. К многобожникам, т.е. приверженцам племенных и политеистических культов отношение резко отрицательное и только одно – уничтожить. К людям, имеющим писание (христианам, иудеям) высказывается уважение. Ведь именно из этих религий вырос ислам. Но в Коране есть предписание, говорящее о необходимости воевать и с теми, кому ниспослано писание – они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины. На практике всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматриваются как неверные (джяур), подлежащие или истреблению или покорению.

Этика ислама довольно элементарна. предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, быть щедрым, помогать бедным. В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового  уклада. Женщина – подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины – право  на приданное, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван  как будто смягчить имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество осуждается, что, по-видимому, явилось компромиссом между интересами торговцев и массы земледельцев и кочевников. Запрещено закабаление за грехи. В основе исламской идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу – к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов. Идеология ислама проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих , особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.

Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями их возникновения, облегчили их распространение среди арабов. Преодолевая сепаратизм родо-племенной аристократии, склонной к сепаратизму, ислам довольно быстро одержал победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению – завоевание новых земель.

Преемники Мухаммеда – халифы Абу-Бекр, Омар, Осман – завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под зеленым знаменем ислама.. они были облегчены тем, что массы населения стран Византии и Сасанидской империй, жестоко страдали от гнета местных феодалов и не склонны были сопротивляться арабам. В покоренных арабами странах крестьянские повинности были значительно облегчены. Особенно для тех , кто принимал ислам; это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Уже в 8 – 9 веках ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные расстояния  – от Испании до Средней Азии и границ Индии. В 11 –18 веках он широко распространился в Северной Индии. В Индонезии ислам получил распространение в 14 –16 веках, главным образом через арабских купцов и почти начисто вытеснил буддизм и индуизм. В 14 веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже – к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.

Хотя ислам в какой-то мере сплачивал людей на основе  общности религии, но ни национальные, ни классовые противоречия не исчезли, они постепенно обострялись. Это нашло отражение в разных течениях  мусульманской религии, в различных сектах и расколах.

Самый крупный и ранний раскол связан с появлением шиизма \ шия по-арабски – партия \ . часто считают, что в появлении шиизма проявилось недовольство персов арабским господством, т.е. это была своеобразная религиозная оболочка  национального противоарабского движения в Иране. Но, на самом деле, все началось с внутренней борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф – Али был кровным родственником Мухаммеда – его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али – шия –Али – не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророков, а избранными мусульманскими общинами. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Партия Али потерпела поражение. Али был убит , но его сторонники укрепились в Иране и Ираке, и именно там распространился шиизм. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты каждый год справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором доведенные до экстаза  фанатики наносят себе раны острым оружием.

Главная черта шиизма – вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда – имамами – могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные « общиной  халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах и первым халифом. Но и внутри шиизма возникли течения. Господствующим стало движение , признающее двенадцать законных имамов – потомков Али; двенадцатый имам по учению шиитов еще в 11 веке скрылся в горах и пребывает там  невидимым, но должен в конце времени объявиться как спаситель – махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала16 века стало официальной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени ее основателя Исмаила), распространенная нынче в Афганистане. Исмаилиты верят, что в их имамов последовательно перевоплощается мировая душа. Эти имамы образуют наследственную династию имамов, ведущую роскошную, светскую жизнь.

Исламская культура богата философскими и художественными традициями.

Фараби (870-950 гг.) – развивал идеи Аристотеля, разрабатывал учение об идеальном обществе.

Ибн-Сина (Авицена) XI в. – автор фундаментальных трудов по философии и медицине. Его наследие оказало большое влияние на развитие мировой науки.

Своеобразие художественной  культуры исламского мира заключается в отсутствии живописи, т.к. запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Широко распространена поэзия. Фирдоуси (930-1030). «Шах-намэ» (книга царей). Воспеты иранские цари, но в центре – эпический герой Рустам – сын народа. Всемирно известен Омар Хайям (1040-1123) – создавший рубаи. Каждое четверостишие Хайяма – маленькая поэма с философским подтекстом:

Много лет размышляя над жизнью земной,

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего неизвестно –

Вот последняя правда, открытая мной.

Конечно, это была поэзия элиты исламского мира.

Шариат – свод религиозно-этических предписаний ислама. Он исходит из принципа равенства. Он предполагает, что человек не более чем песчинка по сравнению с Аллахом, и каждый покорный воле Аллаха является воином ислама. Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре ценится выше, чем деление на расы, народы и т.п. Мусульманская культура не признает замкнутость сословий, наследственное социальное неравенство.

Женщина в мусульманском мире – униженное существо. Она должна быть покорной. Достаточно мужу сказать 3 раза в присутствии свидетелей «ты свободна», или «развод», и она на улице.

Женщина живет на своей половине дома. Изменила – избиение камнями. Бесплодие – несчастье, наказание Аллаха. Безбрачие – тяжкий грех – Шариат.