ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.КУЛЬТУРА 20 ВЕКА

  • Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века и того, что достигло человечество к концу ХХ века.В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм – достаточно многообразное понятие. Ренессансный  гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой для избранных.

Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Это уже не элитарный, но демократический гуманизм, который проявился во всех сферах жизни человека.

  1. 1.      Технический прогресс и культура.

Техника лежит в основе культуры. Человек обязан ей становлением. Каждое из

технических устройств обладает полезностью, которая формируется мастерством. Поэтому оно не только явление культуры, но и мера культурного развития общества. Прогресс техники определил культурный образ жизни человека. Он способствовал повышению эффективности трудовых усилий и рационализации хозяйственного и бытового уклада. Человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться самим. Каждый народ в той или иной степени создал соответствующие своим возможностям и потребностям технические средства. Но только для западноевропейской культуры характерен культ техники.

Этот культ укоренился в результате технической революции конца 18 – начала 19 века. Машина стала идолом западноевропейской политики и обывателя. Техническая революция вызвала к жизни целую армию, техническая грамотность стала теснить литературу, живопись, музыку.  Техника вступила в конфликт с природой и с искусством.

Культура 20 века отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная

цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. В 20 веке полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось  господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Беря на себя ответственность формирования природной материи, человек вступает на

опасный путь. Созданные человеком устройства обладают собственными законами развития. Искусственно созданные материальные устройства, объекты, цивилизация, набирают силу и становятся, в  определенном отношении чуждыми человеку и его культуре.

  1. 2.      Экологическая культура.

Экология – понятие, происходящее от греческого «oikos» – дом, Родина; возникло как

обозначение отрасли науки, исследующие отношения между людьми и окружающей их природой, их «естественный дом». До недавнего времени предмет экологии рассматривался преимущественно под этим углом зрения, в котором экологическая проблематика сводилась  к биологическому и физическому взаимодействию людей и окружающего их природного мира. При этом выделялись два взаимосвязанных процесса:

  • – воздействие на природу производственной деятельности человека, создающего материальные ценности;
  • – обратное влияние природной среды на здоровье людей, генофонд и т.д.

Термин «экология» стал популярен благодаря тревожным прогнозам Римского клуба и других исследователей. Социальная экология обычно рассматривается как отрасль науки, исследующая отношение между человеческим сообществом и окружающей средой. Можно говорить  и об экологических кризисах, возникающих как следствие природных процессов: наступление ледников, извержение вулканов, образование гор, землетрясения и т.д. – но это все закономерные, земные процессы. В среднем на земле происходит одно  катастрофическое землетрясение, 18 сильных, 120 разрушительных и около 1000000 толчков. Но возникли и возникают иные экологические кризисы. На протяжении веков человек брал и брал все, что дает ему природа. Важнейшей особенностью нашего времени является значительное усложнение взаимодействия общества и природы, обострение противоречий между ними, возникновение в их системе связей, обеспечивающих жизнедеятельность людей, целого ряда негативных явлений и процессов, характеризуемых как экологический кризис. Конкретными экологическими процессами, составляющими основное содержание негативных последствий антропогенной деятельности в настоящее время являются:

  1. Уничтожение лесного покрова (ежегодно площадь тропических лесов уменьшается на 11 млн. га.).
  2. Разрушение почвы (ежегодно из-за процессов эрозии с сельскохозяйственных угодий уносится 26 млрд. тонн почвы).
  3. Опустынивание (ежегодно площадь пустынь увеличивается на 6 млн. га).
  4. Деградация озер (тысячи озер сейчас биологически мертвы).
  5. Дефицит чистой воды.
  6. Исчезновение многих видов флоры и фауны – по несколько тысяч в год.
  7. Ухудшение качества подземных вод (заражение пестицидами, токсическими веществами).
  8. Изменение климата.
  9. Повышение уровня воды в морях и океанах.
  10. Разрушение озонового слоя.

Для того чтобы решить эти проблемы недостаточно выработать теоретическое

решение, необходимо иметь представление о нормальном и предельно допустимом  состоянии биосферы, для этого нужно:

  • – уметь оценивать последствия любых воздействий на окружающую среду;
  • – контролировать их и вносить необходимые коррективы;
  • – разрабатывать и внедрять ресурсосберегающие технологии;
  • – научиться восстанавливать природу.
  • При этом можно выделить следующие основные моменты при решении экологических проблем:
  • – экологическое воспитание, просвещение, бережное отношение к природе;
  • – экологическая экспертиза и широкое информационное обеспечение;
  • – рациональное природопользование;
  • – всеобщее разоружение и использование высвобождающихся средств на восстановление экологического равновесия.
  1. 3.      Социальное и экономическое  равенство как ценность современной культуры.

Производственные успехи и социумы этносов неодинаковы. Одни народы обладают

большими благами цивилизации и культуры, чем другие. Разделение обществ на социальные группы, обостряет проблему равенства. Также эта проблема усугубляется расовыми и половыми различиями.

Таким образом, природное разнообразие особей – одна их мудростей природы – со времен создания государства становится бедствием человечества.

Социально-экономическое равенство как ценность не стоит особняком в культурологи. Его дополняют идеи равенства и гуманизма. Содержанием понятия «социальное равенство» является представление о том, что все люди должны иметь равные возможности в потреблении материальных и духовных благ.

Все существующие в мире типы обществ связаны между собой системой политических, экономических и культурных отношений. Ухудшение экономического положения развивающихся стран, несомненно, отражается на всем мировом сообществе: там, где существуют вопиющие различия в уровне жизни народов, глобальная стабильность невозможна.

Развитие освободившихся стран в последние годы сопровождаются нарастанием противоречий:

1. Темпы экономического развития  стран «третьего мира» упали в 80-х годах вдвое по сравнению с 70-ми годами. По данным ООН реальный доход на душу населения в целом сегодня ниже, чем он был в конце 70-х годов.

2.Одной из самых больных проблем современной мировой экономики стала проблема выплаты кредитов и займов развивающимися странами. Займы и кредиты ничего не дают  странам «третьего мира», для которых внешний долг стал непосильным бременем, забирая до 25%  выручки от их экспорта.

3. Острой является продовольственная проблема. Считается, что продовольственная  проблема связана с «демографическим взрывом» в странах третьего мира. Анализируя ситуацию ученые пришли к выводам. 1) не выявлена прямая зависимость между темпами роста населения и его продовольственным обеспечением. 2) человечество в состоянии не дать обостриться продовольственной проблеме.

4. Низкий уровень образования народов стран «третьего мира», недостаток педагогических и научно-технических кадров. Одновременно наблюдается «утечка мозгов», что усугубляет ситуацию.

В современной западноевропейской традиции под понятием равенство имеют ввиду соблюдение следующих норм (часто декларативных):

  • – гарантия минимального прожиточного минимума;
  • – забота общества об инвалидах, пожилых, безработных;
  • – ради достижения этих целей возможно снижение уровня жизни обеспеченных граждан.

В Индии любят цитировать слова одного британского ученого:»Запад полагает, что принадлежащее ему – его, а то, что принадлежит остальным – для всеобщего потребления».

Мировое сообщество должно четко уяснить, что судьба развивающихся стран не может быть только их внутренним делом. В настоящее время все больше осознается факт, что невозможно не принимать во внимание процессы, происходящие в третьем мире, где проживает большая часть населения Земли. И дело здесь не просто в сострадании, в трудности смириться с несправедливостью и добиться социального равенства. Главное в другом. Устранение их возрастающего отставания необходимо самим развитым странам. Оно во многом определит судьбу цивилизации. По существу все проблемы современной цивилизации связаны со странами третьего мира.

  1. Проблема отчуждения человека от культуры.

Современная ситуация нарушения культурной целостности и разрыва органической

связи человека с природными основаниями жизни трактуется как состояние отчуждения. Отчуждение – это процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Ситуацию отчуждения осмысливал в литературе О. Шпенглер, Ф. Ницше, К. Ясперс, М. Хайдеггер и т.д.

Процессами, угрожающими гибелью нашей культуре и цивилизации являются:

  1. Перенаселенность Земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от

избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них «нечеловеческим» способом, и сверх того, вызывающий агрессивность вследствие скученности множества индивидов в одном пространстве.

  1. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее

внешнюю природную среду, в которой мы живем, но и убивающее в человеке всякое благоговение перед красотой и величием открытого ему творения.

  1. Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для

ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющий им времени для подлинно человеческой деятельности – мышления.

  1. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов в силу изнеженности. Развитие

техники и фармакологии порождает  возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым, исчезает способность человека переживать радость, которая дается только лишь ценой напряженных усилий при преодолении препятствий.

  1. Генетическая деградация. В современной цивилизации нет никаких факторов,

кроме «естественного правового чувства» и ряда уцелевших правовых традиций, которые могли бы производить селекционное давление в пользу развития и сохранения норм общественного поведения, которые необходимы тем более. Чем больше общество. Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающие значительные группы нынешней «бунтующей молодежи» в общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически.

  1. Разрыв с традицией. Он выступает, когда достигается критическая точка, за

которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уже о культурном отождествлении с ними. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чужой этнической группой, испытывая к ним «национальную вражду». Эта тенденция имеет своей главной причиной недостаточный контакт  между родителями и детьми, вызывающий патологические последствия уже у грудных младенцев.

  1. Возрастающая индоктринация человечества. Увеличение  числа людей,

принадлежащих к одной и той же культуре, вместе с усовершенствованием технических средств воздействия на общественное мнение, приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история. Сверх того, внушающее действие доктрины возрастает вместе с массой твердо убежденных в ней последователей. Уже во многих местах индивид, сознательно отказавшийся от СМИ – рассматривается как патологический субъект. Эффекты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать большими массами людей. Зондирование общественного мнения, массовая реклама и искусно направляемая мода – помогает чиновникам держать массы в своих руках.

  1. Явлениям дегуманизации способствует псевдо-демократическая доктрина,

согласно которой общественное мнение и моральное поведение человека вовсе не определяется устройством его нервной системы и органов чувств, выработанных эволюцией вида, а складываются в его онтогенезе исключительно под воздействием той или иной культурно        среды.

5. Постмодернизм.

            Определяющей тенденцией развития  Западной культуры во второй половине 20 века становится возрастающее влияние постмодернизма. Хотя сам термин «постмодернизм» появляется в первой четверти века в работе Р. Панцвица «Кризис европейской культуры», культурологический смысл был придан этому термину в работе Арнольда Тойнби «Постижение истории». Этим термином нынче обозначается широкое культурное течение, включающее в свою сферу философию, эстетику, гуманитарные науки и искусство. Оно характеризуется разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в торжество человеческого разума, безграничность человеческих возможностей и прогресс. Авангардистской ориентированности модернизма на новаторство постмодернизм противопоставляет стремление включить в современную культуру весь мировой художественный и философский опыт посредством его иронического цитирования, осмысления и интерпретации. В русле постмодернизма развиваются современные зарубежные тенденции западной философии (Ж.. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Лиотар, Ж. Деррида, Ю. Кристева и др.), живописи (М. Мерц, М. Палладино, О. Фукс и др.), социологии (П. Бурдье, Н. Луман, Э. Гидденс), теологии (Г. Кокс, Дж. Миллер, Д. Ахлен, Дж. Линдбек) архитектуры (Дж. Стирлинг, Ч. Джэнкс), музыки (А. Шнитке и др.).

Постмодернизм чаще всего трактуется как символ постиндустриального общества и глубинных трансформаций современного социума, как порождение усталой, энтропийной культуры. Он утверждает своим творчеством принципы плюрализма, алогизма, адогматизма, отсутствие первосимвола, безграничной иронии к предшествующим  культурным ценностям. Единственной нормой, которую признают постмодернисты,  является отсутствие норм и канонов, безбрежный эклектизм.

Постмодернизм представляет собой альтернативу модернизму, утверждая, что триумфальное шествие модернизма привело к искажению действительности в искусстве. Идея прогресса трактуется постмодернистами как один из «мертвых миров»  западного мира. Отсюда становится понятным возвеличивание понятия «ризома», введенного в употребление Ж. Делезом и Ф. Гваттарой в работе «Кафка». Ризома, в их понимании, – это принципиально иной способ роста, нежели тот, который осуществляется разветвлением стеблей растения, культуры и т.п. от единого корня. Это беспорядочное распространение множественности, движение желания, не имеющего никакого превалирующего направления, а идущего во все стороны – вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо, без какой-либо регулярности, дающей возможность предсказать следующее движение. Ризома – это метафора современной культуры, с ее отсутствием упорядоченности, стилевого и содержательного единства.

Одновременно с этим в постмодернизме утрачивает смысл противопоставление центра и периферии, прекрасного и безобразного, высокого и низкого, элитарной и массовой культуры. В центре его внимания оказывается идея самоорганизующей телесности, причем термин «тело» трактуется предельно широко; под него можно подвести понятие «тело человека», «тело земли» или «тело капитала». Так понимаемая телесность принимает различные эстетические ракурсы – желание, либидозные пульсации, отвращение, соблазн. В итоге оказывается, что основой всех природных и социальных связей индивида выступают желания,  и именно им должен подчиняться человек, а не каким-либо нормам и канонам общества.

Одной из важнейших категорий постмодернизма является «деконструкция» (Ж. Деррида), под которой понимается принципиальная невозможность содержательного истолкования бытия, а вместо этого выдвигается возможность множественного истолкования одного текста посредством другого без соблюдения каких-либо жестких рамок и правил (творчество В. Пелевина, М. Павича, П. Гринуэя). Тем самым признается исчерпаемость творческих потенций западной культуры, в которой чаще всего возникают не новые идеи, а лишь тиражирование и своеобразная интерпретация уже однажды сказанного.

6. Основные направления в художественной культуре второй половины 20 века.

            Конец 20 столетия сопровождается усиливающимися разговорами о кризисе, упадке культуры. Причем тенденция критической оценки современного состояния культуры является общей как для Европы, так и для Америки. В эпицентре критики оказались США, чья культура представляет собой порой весьма поверхностный синтез элементов разных культур, не имеет глубоких духовных корней и традиций. С одной стороны, культура США очень чопорна и бюрократична, существует целый ряд правил и установок, что  ты должен делать и что ты не должен делать, если хочешь сделать хорошую карьеру. С  другой стороны – здесь можно делать все, если это приносит деньги. Это не означает, что в США не создается ничего стоящего, но общая тенденция (как и в других странах) на коммерческую выгоду  и массовый спрос доминирует.

Недовольство официальной культурой также впервые проявилось в США, Именно там формируются и приобретают размах разные формы молодежной контркультуры. Появляются сначала в конце 50-х битники, потом в конце 60-х хиппи. Эстетика хиппи быстро распространяется по Европе, проникая даже в строго контролируемую молодежную культуру СССР. Хиппи называли себя «сила цветов» («детьми цветов»). Их взгляды отличались пацифизмом, анархичностью, протестом против любой формы насилия над личностью, заботой об окружающей среде, отрицанием западного меркантилизма. Неповторимы стиль хиппи существует до сих пор: потрепанные расклешенные джинсы, длинные волосы, пацифистские знаки, цветочные и конопляные символы, запечатленные на тканях и украшениях, и, конечно, музыка (певцы Боб Дилан, группы «Дорс», «Битлс», «Джефферсон Эрплейн», «Пинк Флойд» и др.).

Позже в Англии, в 70-е годы формируется еще более эпатирующий и вызывающий ужас у обывателей – стиль панков. Панки не мечтали о мире, согласии и любви как хиппи. Назначение Панков было шокировать или устрашать. Панк-рок появился в Великобритании с  агрессивной музыкой, основанной на трех аккордах продолжительностью 3 минуты, как, например, у группы «Секс Пистолс». Отвергающий все, что было создано до него, панкизм казался вызывающим, грубым и примитивным. Он не признавал расовых предрассудков и резко выступал против истеблишмента. Музыкальная ограниченность как результат отхода от профессионализма и желание произвести скандал способствовала падению популярности панк-рока, но некоторые его аспекты нашли развитие в «хадкор» и «грандже».

Неудивительно, что США стали центром  «беспредметного искусства». Абстракционизм явление очень интересное, но опасное, его эстетика легко поддается фальсификации. Звездой американского абстракционизма стал Джэксон Поллок. Поллок ввел термин «дриппинг» – разбрызгивание красок на холст без применения кисти. Этот прием называется также во Франции – ташизм (от слова пятно).

Антитезой «беспредметному искусству» стал поп-арт, возникший в США в середине 50-х годов.  Молодые художники, ощутившие, что абстракционизм уже сказал свое слово и не может дать ничего существенного, предложили изображать окружающие человека обыденные предметы и городскую среду в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю и популярным. Поп-артисты устраивали также «хэппенинги» – импровизированные театрализованные представления, часто сопровождающиеся музыкой и танцами, и призванные воплощать идею коллективного спонтанного творчества.

К середине 60-х годов сдает свои позиции искусству оп-арт. Его основоположником считается работающий во Франции Виктор Вазарелли. Смысл оп-арта – в эффектах цвета и света, проведенных через оптические приборы на сложные геометрические  конструкции. Оп-арт имел некоторое воздействие на художественную промышленность, прикладное искусство, рекламу.

Под кинетическим искусством  подразумеваются «изобретения» с разного рода гудящими, вращающимися и прочими механизмами, композиции с магнитами и т.п. Гюнтер Юкер получил прозвище «кинетик гвоздей», ибо его произведение искусства представляло движущуюся ткань, на которую набивались гвозди. Оп-арт и кинетическое искусство существует и поныне, как гиперреализм, вернее фотореализм, возникший в 70-е годы в Америке. Они являются своего рода символом техногенного отношения к культуре, воспринимающего культуру, прежде всего как продукт техники.

Архитектура 19 – 20 веков.

В архитектуре 19 века романтизм не создал собственной школы. Однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-е годы 19 века вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца 19 столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых домов и транспортных артерий. В 1853 году началась перепланировка Парижа, которая полностью изменила город. Начиная с 30-х годов классицизм постепенно изжил себя. Начинается период эклектики в архитектуре – использование различных средств, присущих разным художественным стилям путем соединения их в единое целое, длившееся до конца 19 века и прошедший несколько этапов: 30-60-е годы – увлечение готикой, а затем барокко и рококо; в 70-90-е годы главным становится техническая и функциональная целесообразность, строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки и т.д. Ярким событием того времени – создание в 1889 г. Эйфелевой башни в Париже для Всемирной выставки.

Одним из направлений в архитектуре на  рубеже 19- 20 веков был модерн (ар нуво в Бельгии, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, либерти в Италии и т.д.) – художественный стиль, использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатлений изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Для модерна характерны  выявление функционально-конструктивной основы здания, отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это привело к новому облику зданий. Но для модерна была характерна склонность и к иррационализму (творчество великого испанского архитектора Антонио Гауди, собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне). Стремление модерна к синтезу искусств, необычайно раширило выразительность архитектуры.

В начале 20 века, под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы становится конструктивизм (функционализм) – архитектурное направление, сложившееся в 10-20-е годы, разработавшее принципы постройки  общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрической, упрощенной формы. Основоположником направления считается немецкий архитектор В. А. Гропиус (1883 – 1969), создатель архитектурной школы Баухауз в Вемаре. Распространению традиции конструктивизма во многом способствовал Ле Корбюзье (1887 – 1965), один из крупнейших архитекторов 20-го века, разработавший принципы, которыми пользуется архитектура по сей день. Советский архитектор Константин Мельников (1890 – 1974) получил мировую известность как талантливый интерпретатор конструктивизма. Созданные им проекты клуба им. Русакова и клуба завода Каучук в Москве относятся к шедеврам мировой архитектуры 20 в. По принтипу клуба им. Русакова Дж. Стирлинг построил один и корпусов Лестерского университета  в США. Современная архитектура обязана функционализму   20-х годов новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, решением экономических квартир со встроенным оборудованием, рациональной планировкой интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.).

В 20-е – 30-е годы сложились две противоположные теории строительства – урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первой Ле Корбюзье в 1922 г. представил диораму «Современный город на 3 млн. жителей», а в 1925 г. – проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий. Дезурбанисты шли от идеи Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. во всемирно известной книге «Завтра», о строительстве небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в центре  административными и культурного назначения зданиями, с жилыми зданиями индивидуального плана, с неподлежащим застройке кольцом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада. Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города.