ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Изучение курса культурологии несомненно надо начинать с попытки разобраться в том, что такое культура.

  • Во всей культурологии  нет темы более проблематичной и дискредитировавшей себя, чем тема «понятие культуры». Ей посвящено большое количество работ. Но начать разговор о культуре нужно с указания того, что культура вовсе не только научное и философское понятие или термин. Недостаточно и упоминание о принадлежности его к обыденной лексике. Культура нечто большее, чем понятие или термин, это еще и один из основополагающих ориентиров европейского, а теперь и не только европейского человека. На протяжении многих столетий культура в мировоззрении людей играет роль, сопоставимую с тем, что для него значат реальности Бога и природы. Культура давно вошла в ряд идей, мифологем, тем целой эпохи.
  •             Попытаемся восстановить историю слова «культура». Слово «культура» латинского происхождения. Первоначально оно обозначало  действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234 -149гг. до н.э.) написал трактат о земледелии «Агрикультура» в котором впервые использовал это слово применительно к сельскому хозяйству. Римский философ  и оратор Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) использовал этот термин применительно  к развитию человеческой духовности и ума с помощью изучения философии, которую он определял как «культуру ума». В эпоху средневековья слово «культура» употреблялось весьма редко, уступив место слову «культ». В эпоху Возрождения слово культура опять появляется. Под ним стали понимать гармоничность развития человека и активное проявление присущего ему деятельного, творческого начала. Но самостоятельное  значение слово культура приобрело лишь в 17 веке в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа. Он стал использовать это слово для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы. Все чаще дальше это слово понималось для обозначения человеческой просвещенности, образованности, воспитанности. Особо большое внимание уделяли понятию культуры мыслители Просвещения (Вольтер, Кондорсе,  Тюрго), которые сводили это понятие к развитию духовности человека.
  •                До конца 19 века господствовало дихотомическое разделение всего сущего, как противоположение «культура» – «природа». Мир, созданный человеком, противопоставлялся  естественной, никем не созданной, а если и созданной, то развивающейся по своим собственным законам природе. Правда, кроме культуры,  мир человеческого включал в себя и некий ее антипод – варварство. Культура мыслилась как бы  в двойной оппозиции, с одной стороны природе как дочеловеческому, с другой варварству в качестве неразвитого человеческого.
  •     Представления о варварстве нам хорошо известны из литературы преимущественно 19 века. Хотя уже у Дефо в «Робинзоне Крузо» Пятница, как это положено быть первобытному человеку, – дикарь или варвар, в нем есть все человеческие задатки \ и в этом смысле он человек\, но в абсолютно неразвитом состоянии.  Актуально Пятница – каннибал, способный быстро пройти путь очеловечивания под благотворным воздействием человека культуры – Робинзона. Представления о варварстве глубоко архаичны, их разделяли в той или иной форме не только греки, но и все остальные народы. Они идут из неискоренимого и неизбежного для первобытности разделения мира на своих и чужих. Эти представления держится уже тысячелетия. Однако у европейцев исповедующих идею культуры, представления о таком варварстве получили своеобразное развитие. Разумеется варвар – это не европеец и в этом отношении он с образом чужого, не принадлежащего к общности своих. Но его чуждость не абсолютность, она преодолима. Варвару еще предстоит стать человеком культуры. Первична в нем принадлежность к человечеству, хотя он и менее очеловечен, чем европейские собратья.
  •     Мотив варварства в 19 веке так или иначе сводился к одному: варварство – это своего рода природность, но уже в рамках культуры. Природа преодолевается культурой не только вовне, но и внутри самой культуры. Причем варварство первобытных племен не единственная его разновидность. Природу в пределах культуры представляют собой , скажем, малообразованные, непросвещенные слои населения в странах, далеко продвинувшиеся в культурном развитии. Поэтому варвары, как полагали в 19 веке , живут не только где-то далеко, но и совсем рядом. Варварством, то есть недостатком культуры , объясняли например , феномен преступности. Главным для сохранения идеи культуры было отнесение всего несовместимого с нею на счет отсталости. Культура сохраняла статус абсолютной позитивности. Чего не хотел и не мог представить себе человек , живший под знаком культуры, так это кризисов, противоречий и провалов внутри самой культуры. В 19 веке в целом это удавалось.
  • 20 век внес существенные коррективы в представления о культуре. Все неблагополучное в человеке стало невозможным выносить за пределы культуры, списывать на счет докультурности. Совершенно не случайно 20 век попытался изжить представления о первобытном человеке как о варваре или дикаре. Первобытность увидели в качестве культуры в ничуть не меньшей степени, чем любую другую эпоху. Первобытность была очень непростая для понимания современного человека культура, но сегодня считается дурным тоном рассуждать о ее недостатках по сравнению с современностью. Наша современная эпох до такой степени неуверенна в себе, в с своей культуре, культура ли она все еще, что скорее готова отдать пальму первенства первобытности, чем позволить себе рассуждать о ее варварстве или дикости.
  •     Если разговоры о варварстве еще уместны, то только о варварстве культуры. Культура чревата варварством, ее выбросы возможны даже тогда, когда культуре в полной мере присуща цветущая сложность, а вовсе не истощение и упадок.

2.

  •             Как мы видим понятие культуры относится  к числу фундаментальных в современном обществознании. Вряд ли существует другое понятие, имеющее такое множество смысловых оттенков. Объясняется это прежде всего тем, что жизнь человека слишком многогранна. Поэтому найти полноценное определение культуры не представляется возможным.
  •             В книге американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона «Культура. Критический обзор концепций» приведено более 150 определений понятия «культура». Они наглядно показали, что все определения можно разбить на группы в зависимости от аспекта, на который делается акцент. Они выделили 5 групп, к одной из которых можно отнести практически любое их имеющихся определений:
  1. 1) кульутра как особая сфера деятельности, связанная с мышлением, художественной культурой, нормами этики и этикета;
  2. 2) культура как показатель общего уровня развития общества;
  3. 3) культура как общность характеризующаяся особым набором ценностей и правил;
  4. 4) культура как система ценностей и представлений того или иного класса;
  5. 5) культура как духовное измерение всякой сознательной деятельности.

Систематизация, приведенная выше, дает возможность дать оптимально емкое определение культуры.

Культура  – это совокупность осмысленной творческой деятельности людей, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.

Российский исследователь Л.Е.Кертман насчитывал более 400  определений культура.

В многообразии определений культуры, по его мнению, имеются три основных подхода, которые условно можно назвать:

  • – антропологическим;
  • -социологическим;
  • – философским.

Суть антропологического подхода – в признании самоценности культуры каждого человека, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также в признании равноценности всех культур на земле. В соответствии с этим подходом любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима, являясь образцом отдельного человека или общества.

Социологический подход старается выявить признаки связи между человеком и обществом. Подразумевается, что в любом обществе есть некие культурологические силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития.

Философский подход к культуре характеризуется тем, что в жизни общества выявляются определенные закономерности, с помощью которых и устанавливаются как причины зарождения культуры, так и особенности ее развития. Этот подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры, а предполагает проникновение в их сущность. При этом культура понимается как способ бытия  общества.

  •    И еще, стройность мировоззрения человека культуры, последовательность расчленения бытия на культуру и природу, в наше время подрывается расслоением на две составляющие некогда целостной реальности, называемой культурой. Начиная с конца 19 века, ряд мыслителей продемонстрировали, что помимо собственно культуры, человеческий мир образует еще и цивилизация. После Освальда Шпенглера, точнее выхода в 1918 году его работы «Закат Европы», противопоставление культуры и цивилизации стало общей темой.
  •    Сам Шпенглер под цивилизацией понимал в первую очередь последнюю, посткультурную стадию развития культуры. Она неотменимо задана любой локальной культуре в пределах ее тысячелетнего цикла развития. Это положение не общезначимо, другое дело характеристика  присущих цивилизации черт. Шпенглер уделил большое внимание современной эпохе с точки зрения культуры.  В целом, по мнению Шпенглера, нашу эпоху можно обозначить как кризисную. Начиная со Шпенглера тема культуры стала звучать как критика культуры.

У Шпенглера  образ цивилизации ассоциируется  с механическим началом, с экстенсивным развитием, с противостоящим истине, добру и красоте утилитаризмом, с реальностью, обладающей инструментальной ценностью. Таким образом, цивилизация, как и варварство, вторична по отношению к культуре, это ее результат, в котором культура отчуждается от самой себя, завершает себя в чем-то ином. И если варварство может быть уподоблено срыву культуры в пропасть, то цивилизация – постепенному сползанию, осуществленной по принципу «вверх по лестнице, ведущей вниз».

Итак, для современного сознания культура существует как одна из трех реальностей наряду с природой и цивилизацией. Некоторые философы выделяют варварство. Подобное представление с различными вариациями поддерживают все.

3.Функции культуры.

  1. Адаптационная функция – благодаря культуре каждый индивид или сообщество индивидов адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды.
  2. Познавательная функция – культура вооружает человека знаниями необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций из развития, для определения соответствующей линии поведения, своей гражданской позиции.
  3. Социализирующая функция – культура позволяет каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность, которая в процессе  социализации через усвоение и творческое воспроизведение ценностей, норм, идеалов, приобретает социальные качества, самореализуется в определенных видах деятельности, становиться саморазвивающимся субъектом социальных процессов.
  4. Нормативная функция – культура выступает в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способы деятельности.
  5. Трансляционная функция – культура создает возможность для диалога поколений и эпох, связывая прошлое и настоящее, подготавливая наступление прошлого.
  6. Коммуникативная функция – культура реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей,  их групп, общностей, организаций.
  7. Целеполагающая функция –  культура помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них  свои способности, возможности, действия и, руководствуясь существующими в обществе нормами и ценностями, открывает новые горизонты духовного и социального творчества.
  8. Информационная функция – культура дает индивиду, социальной группе, обществу объективную информацию, без которой невозможна сама организация общественной жизни человека.
  9. Сигнификативная функция – культура дает значение и ценности определенным явлениям, процессам, событиям, людям.

Культурология 

представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает все аспекты функционирования культуры, от причин ее появления до  различных форм ее исторического самовыражения.

      Культурология сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую отрасль знаний в 18 веке и приобрела статус самостоятельной научной дисциплины лишь в 20 веке.

Впервые термин «культуролгия» (cultura – культура и  logos – учение) ввел в употребление выдающийся  немецкий химик Вильгельм Освальд в 1913 г. Но впервые использовал этот термин  в значении близком к вышеназванному определению в 1939 Лесли Уайт.Объектом изучения культурологии выступает исторический, социальный опыт  людей по селекции, аккумуляции и применению тех форм деятельности, которые обеспечивают коллективный опыт.

Предмет изучения культурологи  – структура, содержание, динамика, технология функционирования социокультурного опыта.

 Основными составными компонентами культурологи являются:

  • 1.Философия культуры – раздел культурологи, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры.
  • 2.История культуры – раздел, изучающий специфические черты культур различных исторических этапов.
  • 3.Морфология и теория культуры – раздел культурологи, который формируется в настоящее время и который изучающий строение и развитие культуры.

Задачи культурологи.

  1. Изучение реальных процессов культурологической деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
  2. Выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия конкретной исторической эпохи.
  3. Исследование микродинамики развития культуры посредством выявление особенностей творчества выдающихся деятелей.
  4. Выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов, стилей.
  5. Разработка понятийно-категориального аппарата, а также методов данной науки.

Основные функции культурологи.

  1. Познавательная функция культурологи имеет своей целью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, ее структуры и функций, ее типологизацию, дифференциацию на отрасли, виды и формы культуры.
  2. Концептуально-описательная функция культурологи включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры.
  3. Оценочная функция – представляет собой осуществление адекватной оценкт того, в какой мере целостный феномен культуры, ее различные типы, отрасли, виды и формы оказывают благотворное влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, общности, общества.
  4. Объясняющая функция дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений событий, механизмам функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего  воздействия на формирование личности.
  5. Мировоззренчески-идеологическая функция – претворяет  в жизнь определенные общественно-политические идеалы.

Методы культурологи

      Метод – конкретный способ, средство приобретения знаний (в данном случае о культуре). В культурологи используются традиционные методы социального познания.

      Основные методы культурологи:

а)  диалектический – предполагает рассмотрение явлений в культуре с учетом факта их постоянного качественного изменения, противоречивости культурных процессов, взаимосвязи частей и компонентов культуры;

в) диахронический – предполагает изложение событий в их хронологической последовательности;

г)   синхронический – предполагает анализ одной или нескольких культур на протяжении определенного времени;

д)   сравнительно-исторический – предполагает исследование культуры путем сравнения культуры одной эпохи с аналогичными явлениями эпохи в жизни другого народа;

е)  методы семиотики (науки о знаковых системах), весьма продуктивны в изучении культуры, так как культура во многих своих проявлениях (традиции, ритуалы, искусство и т.д.) представляет собой знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

ж)  методы герменевтики – их цель состоит не столько в фиксации объективной стороны явлений культуры, сколько в понимании того смысла, который они несут для действующих в культуре субъектов.

Культуру изучает несколько наук. Чем от них отличается культурология? Отвечая на этот вопрос, выясним, как подходят к исследованию культуры различные науки.

  1. Психология культуры изучает культуру сквозь призму поведенческого подхода, с одной стороны, как поведенческие акты человека, включенного в создание ценностей культуры, – способность к созданию символов, воображение, интуиция и т.д., а с другой – как регулирующую  роль норм и ценностей культуры в повседневном поведении индивидов.
  2. Искусствоведение  – исследует особенности и тенденции развития художественной культуры в контексте  общеисторического процесса, отдельные виды искусства, их взаимосвязи с различными компонентами культуры, политики, экономики, социальной сферы общества,  всю совокупность содержания, форм, стилей художественных произведений.
  3. Этнология сосредотачивает свое внимание на изучении культуры как одного из важнейших определителей своеобразия этносов и наций, на выявление и интерпретацию национальных особенностей различных национальных культур.
  4. Социология – исследует социальную обусловленность культурной деятельности и ее роль в развитии человека и общества, социальную сущность культуры, ее структуру  и функции.
  5. Философия – изучает культуру с позиций выяснения ее значения в определении смысла человеческой жизни, вычленении е качественных характеристик – духовности, гуманистичности, просвещенности, цивилизованности, высоконравственности, созидательности, творческой ориентированности, нормативности.

 Специалисту естественнонаучного и медицинского профиля в соответствии с образовательными стандартами следует знать исходные понятия и термины культурологи, важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологи, важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологи, характеристики основных этапов развития культуры в истории общества. Он также должен уметь ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллектуальной и профессионально грамотной личности.