ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

1.Особенности архаичной культуры. Миф и первобытная культура.

Периодизация первобытной эпохи.

  •             От всех эпох и типов культуры первобытность отличает ее ни с чем не сравнимая длительность. Она  безраздельно  господствовала  минимум 35 000 тысяч лет из 40 000 лет существования человечества. Всем остальным эпохам, вплоть до наших дней, отведено всего лишь 5 000 лет. Тем не менее, говоря об античности или Средневековье, мы говорим об архаичном, классическом и позднем периоде культуры. Они слишком отличны друг от друга, чтобы ограничиваться рассмотрением Античности или Средневековья в целом. Иначе обстоит с первобытностью. Несмотря на свою длительность, она, несомненно, самая однородная из всех других культур. Столетия и тысячелетия, а тем более региональные отличия  для первобытной культуры не имеют значения, если сосредоточить внимание на его существе. Конечно, изменения в первобытной культуре происходили, но не случайно исследователи первобытности предпочитают неопределенно говорить о раннем и позднем ее периоде. Причем сколько-нибудь строгой датировки не существует. Строго говоря, ранняя и поздняя первобытность – это даже не стадии и периоды, а просто ориентиры, позволяющие говорить о том, сталкиваемся ли мы с чистой, беспримесной первобытностью или же тенденциями ее разложения и перехода в иные первобытные состояния.
  • Итак, первобытность – первый,  следовательно, самый отстоящий от нас период или тип культуры. Если это действительно так, то у современного человека должны возникнуть самые серьезные сложности с ее постижением.  Да, первобытный человек возник 40 000 тысяч лет назад. Именно в это время антропологи констатируют появление  человека в нашем понимании. Первобытность господствовала на Земле 35 000 лет, пока не  возникли древневосточные культуры в долинах Тигра, Нила и Евфрата. Но это не значит, что первобытность сошла с мировой арены. Территория, заселенная первобытными племенами, неуклонно сокращалась на протяжении тысячелетий, но и сегодня еще рано говорить об исчезновении первобытного человека и первобытной культуры. Существует множество нардов, для которых первобытность или вчерашний день или в их жизни сохраняются более или менее значительные черты первобытности. Именно это обстоятельство значительно облегчает изучение первобытной культуры. Уже в 19 веке она изучалась многочисленными  этнографическими экспедициями, и в результате появились классические работы. В которых детально описывались первобытные племена во всем многообразии. Изучение отставших в своем развитии племен является далеко не единственным источником постижения первобытной культуры. Многие ее черты сохраняются у народов, давно преодолевших первобытное состояние. Прежде всего, это касается низовой, народной культуры. Его носителями выступает, прежде всего, крестьянство. Так, в России, вплоть до 30-х годов 20 столетия среди населения резко преобладало крестьянство, которому присущ традиционный уклад жизни, и который по сути своей оставался неизменным тысячелетия. Поэтому, отечественным исследователям далеко ходить не надо. Изучение первобытного крестьянства, было одновременно и изучением некоторых черт первобытной культуры.

На сегодняшний день стало очевидным не только то, что первобытность существовала в далеком прошлом, но и что его остатки сохраняются рядом, она еще и в нас самих. Иными словами, в душе первобытного человека сохраняются такие пласты, которые роднят его с первобытным человеком. Обыкновенно они находятся под спудом и не  играют определяющей роли в жизнедеятельности. Но в необычных, экстремальных ситуациях эта первобытность выходит наружу, и люди начинают вести себя вполне первобытно.

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. В целом принято делить эту эпоху на следующие этапы.

  • Палеолит 800 – 13 тыс. лет до н.э.
  • Мезолит 13 – 6 тыс. лет до н.э.
  • Неолит – 6 – 2 тыс. до н.э.

Первыми материальными свидетельствами существования человека являются орудия труда. В палеонтологии считается, что они появились 2 мил. лет назад. Но культурным существом в полной мере может считаться человек появившийся 50 -30 000 лет назад. Их основным занятием была охота, рыбалка собирательство. Использовались каменные, костяные, деревянные орудия труда. При погребении пользовались погребальным ритуалом.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки стали размещаться под открытым небом, вблизи водоемов. Развивалось рыболовство, создавались новые орудия труда (ручные мельницы, сети), появились лук и стрелы, было приручено первое животное – собака. Усложнились похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий. Появились лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Но самым важным стало переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) –  к производящему (земледелие и скотоводство).

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной  речи, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Основные черты первобытной культуры

Синкретизм – нерасчлененность в это время различных сфер и  явлений культуры.

  1. – синкретизм общества и природы  (род, община воспринимались как тождественные

космосу, повторяли структуру вселенной. Это было огромное тело со своей душой в виде пантеона богов. В богах первобытный человек видел источник, движущую силу своих поступков. Правда эта душа не совсем обычна, т.к. пребывала отдельно от тела (рода, племени), но была жизненным центром рода, без своих богов первобытные люди и шагу не могли ступить);

  • – синкретизм личного и общественного (человек был изначально коллективным существом, до такой степени, что длительное время отсутствовало какое-либо подобие Я, существовало исключительно МЫ. Без своей общины, он переставал быть кем-либо, наступал распад его души и гибель не менее страшная, чем под воздействием внешних сил. И не случайно, в самых различных, отстоящих друг от друга культурах, остракизм (изгнание из родных мест) был вторым по значимости наказанием, следовавшей  за смертью);
  • – синкретизм различных сфер культуры – искусство, религия, медицина, производительная деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки и т.д.) долгое время использовались для магических действий. Лечение осуществлялось с помощью магических заклинаний.
  • – синкретизм как способ мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие  оппозиции между такими категориями,  как субъективное – объективное; наблюдаемое – скрытое;, внешнее – внутреннее; живое – мертвое и т.д. В первобытном мышлении сливались символ и предмет его обозначающий, вещь и человек, которому она принадлежит. Именно этот синкретизм породил магию.

2. Антропоморфизм – наделение  человеческими свойствами предметов и  явлений неживой природы, небесных тел животных и растений. Первобытный человек не просто не выделял себя из природы, но рассматривал последнюю по образу и подобию своему. Поэтому он наделял ее волей, чувствами, разумом. Это отчетливо проявилось в мифотврчестве.

3. Традиционализм – традиции играют важную роль, выступая  каналом передачи накопленного опыта. Именно традиция, которая понималась как установленный изначально порядок вывела общество их хаоса. Забвение традиций приводило племя к гибели , отсюда идет требование жесткого соблюдения традиции.

4. С точки зрения социальной организации характерной особенностью первобытной культуры было отсутствие государства, а также  ярко выраженного имущественного неравенства, слабая социальная дифференциация.

5. Ритуальность первобытной культуры. Ритуал пронизывает ее в еще более глубоком и всеобъемлющем смысле, чем миф. В значительной мере он совпадает с  мифом, но в нем всегда остается и тот смысл, в который миф не проникает. Ритуал представляет собой систему символических актов, которая строится по определенным, строго регламентированным  правилам.

Для первобытного человека  ритуал всеобъемлющ и универсален. Первоначально не существовало вообще никаких иных действий – только ритуальные. Ритуальность могла быть сжата или разжижена, но никогда целиком не исчезала. Там, где заканчивался ритуал, исчерпывалось и человеческое  в человеке, начиналась животная жизнь. Ритуал изначален для человека, многие даже считают, что он предшествовал речи. Возможно, так оно и было, ведь первоначально ритуал был смысловым действием. Он состоит из сочетания строго определенных и фиксированных движений.

Ритуальными были: трудовая деятельность (охота, рыбалка, земледелие), война, прием пищи, брачные отношения, общение, проявление  горя или радости, ссоры и т.д.Ритуал поэтому можно рассматривать как материальное лоно культуры. Легко понять, что философия вышла из мифа, но как философия и наука  заложены потенциально в ритуале – это понять сложнее. Наука базируется на закономерности, т.е. предсказуемости и повторяемости явлений. В такой общей схеме признаки науки приложимы к ритуалу. Он обладает своей мерностью  и предсказуемостью. Ритуал расчленен и  является неким подобием теории. Но ритуал по своему принципу  более чувствительнееВ ритуале человек выражает себя в языке, в жесте, в хореографии, музыке, пении, в живописи, цвете, даже  запахе. В ритуале задействованы: зрение, слух, осязание, сердце. Разум, эмоции. Современному человеку легче всего представить себе ритуал как связь с музыкой, танцем, театром. Но первобытность ничего подобного не знала.

В первобытность ритуал был не просто игра в хаос и космос, и не изображение с помощью человеческих возможностей, что совершалось  на сверхчеловеческом уровне. Если взять изнутри – то ритуал – это бытие на самом деле, если его не совершать, то небо упадет на землю. Для первобытного человека нет быта, как чего-то рутинного, быт и бытие сближены и отождествлены.

Первобытный человек принимает пищу. Это для нас  ее прием есть средство утоления голода или же развлечение и наслаждение. Первобытный человек священнодействует.  Священен очаг. Стол в своей основе – алтарь, т.е. возвышенное место, служащее для жертвоприношений. Еще точнее – это престол. В православной церкви  престол представляет собой  четырехсторонний  стол, стоящий посередине алтаря и служащий для совершения евхаристии. Прикасаться к нему нельзя никому, кроме священника. Представим себе  святая святых – плоть и кровь Христа. И с другой стороны – обычная каждодневная трапеза. Совместим или хотя бы сблизим обе эти стороны, и мы получим совпадение быта и бытия.

Ритуал существовал в сгущенном и разжиженном виде. Его концентрация – это праздник. Праздники по данным этнографии могли занимать  в первобытную эпоху до половины дней в году. Трудно себе представить, но еще труднее ощутить, что значил праздник для первобытного человека. Современный праздник отражателен и вторичен по отношению к действительно происходящим событиям. В таинстве евхаристии христианин причащается к плоти и крови Христа, первобытный праздник шел дальше, боги не просто приходили к людям, небо встречалось с землей. Первобытная община становилась сама пантеоном богов, люди не молили богов, не взывали к ним, а сами становились богами. Воссоединяясь с богом  в празднике и ритуале, первобытные люди отождествлялись с теми, помимо кого ничего более не существует.

Первобытный ритуал, праздник имел несколько одинаковых элементов или стадий. Прежде всего, ритуал требовал очищения своих участников. Оно было и преддверием ритуала и первой его стадией. Естественно очищение связано с омовением. Но меньше всего это была гигиеническая процедура. Гигиены как таковой первобытный человек не знал. Это было очищение человеком от всего человеческого, какой он есть в повседневности первобытный человек не был готов и достоин встрече с богами. Знаком очищения были и новые, особые одежды, в которые облекались участники ритуала.

За очищением следовал путь. Этот момент ритуального действия нам более всего понятен, никакие массовые современные праздники невозможно представить себе  вне процессии, от парада – до подъема по лестнице дворца бракосочетания. Сегодня семантика (смысловая нагрузка) процессии утеряна. В древности процессия выражала собой  движение очищенных и тем приготовленных для встречи с богами. Он мог быть более или менее долгим, растянутым на дни и многие километры. Предпочтительным был путь туда, где люди могли встретиться с богами, т.е. в сакральные места. Где совершался третий момент ритуала – жертвоприношение. Жертвуют обычно лучшее, что есть. Самое чистое, трепетное, что есть – девушку, реже юношу, позже агнца.  Бывало, конечно, что какой-нибудь  кровавый бог типа Молоха требует кровавых жертв и желательно младенцев. Но жертва и в язычестве ценится и предполагает добровольность. «Отдай, когда тебя не принуждают и не просят!». И не просто отдай, а соверши преступление.

Первобытный ритуал, толком и не способен определить статус жертвы. Жертву отдают богам,  они тяготеют к божественности. В рамках первобытного ритуала жертву богам приносили сами боги. Жертва сама становилась божеством и это божество можно было пустить в себя через трапезу.

Поэтому последний и высший момент ритуала – это достижение его участниками  обожения и пребывание в полноте божественной жизни. Ритуал обставлял это как трапезу.

В первобытном обществе была сильная связь между двумя персонажами  – жертвой и жрецом. Это прослеживается из самой этимологии. Слово жрец производно от слова жрать. Жрец был тем членом первобытной общины, кто от его имени вкушал мясо  жертвенного животного. Жрец, это тот человек, который убивает жертву, и, поедая ее, соединяется с жертвой. Но жертва – существо сакрального  ряда, она возвращается  в процессе жертвоприношения и последующем поедании в полноту божественной жизни. Непреодолимой преграды между жертвой и жрецом нет,  тот, кто приносит жертву, рано или поздно должен сам стать жертвой, не по закону возмездия, а потому, что в жреце больше чем в ком-нибудь накоплено божественной энергии.

У царя-жреца- жертвы не было в первобытном обществе устойчивого места. И ему, как никому другому необходимо было самоопределиться. Он не мог в силу своего положения находиться в одном из миров – человеческом или божественном, он зависал между мирами, и приходилось много заглядывать в самого себя, искать в самом себе основания для своих действий. В отечественной литературе очень часто делается упор на том, что фигура царя-жреца потенциально связана с мотивом социального неравенства и эксплуатации.  Между тем, куда важнее, что именно царь-жрец  в первобытном обществе делал первую, еще недовершенную попытку, заявку на индивидуально-личностное существование.

МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРООТНОШЕНИЕ.

  • Миф – это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы
  • или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме.
  •  Миф – это исторически обусловленная разновидность общественного сознания.
  • Миф – это некритически воспринятое воззрение.

Смысловым ядром первобытной культуры является в первую очередь миф. Буквально

это древнегреческое слово переводится как  рассказ. В русском языке однокорневым с рассказом является слово сказка. Очень часто современный человек отождествляет слово миф со сказкой. Но различие между этими словами огромно. Миф выражал и выражал собой не просто реальность, а реальность в ее истоках и подлинном бытии, он не имел никакого отношения  к выдумке. Миф представлял собой  истину души первобытного человека, его внутренний мир, его мировоззрение. То, что потом станет теологией и философией, художественной литературой и наукой. Если человек позднейших эпох философствовал и писал художественные произведения, проводил научные изыскания, то первобытный человек мифологизировал. Миф имел и имеет несколько аспектов.

Гносеологический аспект мифа. Мифологическое познание отличается от научного и сближается с художественным в том отношении, что носит образный характер. В мифе не встретишь  отвлеченных понятий. Мы употребляем массу слов, которые не являются для нас образами: совесть, слава, усталость, труд, слава и т.д. представим себе, что такие отвлечения стали невозможны. Тогда, по отношению к типичным ситуациям приходится пользоваться вполне определенными образами. Мифологически мыслящий человек никогда не скажет: «Этот человек коварен». Коварство – нечто чувственное и неуловимое понятие. Поэтому он говорит нечто  наподобие: «Этот человек тайком роет яму другому человеку». Рыть яму – это вполне образно и понятно вспомним у Гомера «Гера – волоокая», у нее не просто прекрасные глаза. Какой-нибудь Гектор или Геракл – конеборные, а не могучие и т.д.

Миф существует в слове, это рассказ, в котором неизвестное подводится под известное. И как видим образы неизвестного сравнивались с известным. Но всякое сопоставление и уподобление в мифе простиралось очень далеко, неизбежно тяготея к отождествлению. Скажем, первобытный человек фиксировал  в мифе движение солнца. Современный человек скажет «Солнце движется по небосклону», а первобытный человек более конкретно образно «Солнце – это птица». Или «Солнце – это летящий сокол». Современным человеком подобное сравнение покажется как метафора, а сама фраза – как попытка  художественно-поэтически выразить свое восприятие солнца.  Действительно, для современного человека мифологические тексты воспринимаются как поэтические, не случайно мифы принято называть мифопоэтическими текстами. Но поэзия в отличие от мифа, чуждости мира и его явлений не преодолевает и преодолеть не стремиться. Поэзия исходит из того, что мир и так слишком узнаваем, и стремиться внести некую небывалость и новизну. Это нечто прямо противоположное мифу. Миф неизвестное растворял в известном, стихотворение же делает известное, не то чтобы неизвестным, но проблематичным в своей данности.

Аналогия, уподобление, отождествление безраздельно господствуют в мифе. Они выполняют ту же роль, что в нашей культурной жизни играют причинно-следственные связи. Есть поговорка «Аналогия не доказательство». Для первобытного человека более чем доказательство. Она делает вещь самоочевидной, которая не требует дальнейшего прояснения.

И еще, миф, будучи рассказом, для первобытного человека – это не то, что может быть рассказано любым и в любое время, чтобы излагать миф недостаточно от кого-либо услышать их, тем более непозволительно мифотворчество. Рассказывать и творить миф могут только боги, собственно они когда-то и рассказали их человеку.  Люди могут становиться источником мифа по божественному наитию, они не более чем посредники между богами, которые через миф открывают сакральные знания о сути вещей. Рассказывать миф просто так, в обыденной ситуации не было принято. Место мифу в часы неторопливого досуга и домашнего уюта, его место в ритуале.

Онтологический аспект мифа.  Разговор о характере бытия в мифе есть его онтология.  Это бытие многослойно и иерархично. Но, 1) миф ничего не знает о неживой природе. Более того, живое для него – это ощущающее, понимающее, испытывающее страсти, ставящее цели. Живое обладает душой, наподобие человеческой. 2) миф не знает сверхъестественного в нашем понимании, есть  скорее мир сверхчеловеческого. Миры богов и людей разведены, но не так уж велика и непреодолима эта дистанция. Об этом говорит наличие большого количества полубогов и героев, ставшими божествами. Очень слабо выражено или отсутствует напрочь представление о чуде. Безусловно, миф – это мир чудесного, экстраординарного. Но чудес в мифе практически нет, они снижены и растворены в чудесном.

Теперь об иерархии и многослойности. Прежде всего надо учесть, что бездна, хаос – вне слоев и иерархий. Это низ, который готов стать верхом, он обрамляет  мир мифа. Но миф говорит не о  хаосе, а о космосе, космогонии, космологии.

Аксиологический аспект мифа.  Аксиология – учение о ценностях. Явление очень позднее. Разумеется, миф, никакого учения о  ценностях не несет и нести не может. Можно только попытаться вычленить предельные основания мифологической аксиологии, иначе говоря, определить крайние полюса шкалы ценностей мифа.  Здесь опять никуда не уйти от предельных реальностей мифа – от хаоса и космоса. Космос ценностно превалирует над хаосом. Космос – это свет, порядок, предсказуемость, справедливость, мир, соотнесенный с человеческими мерками. Хаос – это тьма, смешение, безмерность, бытийствующее небытие. Хаоса человек страшился, непрерывно преодолевал его. И все же, здесь очень далеко до однозначного разделения добра от зла. Хаос хотя и мерзок, но он лоно всего существующего.

Эта шкала «хаос – космос», до известной степени совпадает со шкалами «безобразие – красота», «ложь – истина», «зло – добро». Но в чем-то и не совпадает, особенно в шкале «добро – зло», если ее понимать этически. Космос – добро конечно, но не моральное, а скорее добротность. С моралью, в нашем понимании – проблема, достаточно вспомнит,ь как ведут себя боги в мифах.

Великана Имира убивают внуки. Смена поколений греческих богов – это , с одной стороны свержение  сыновьями отцов (Кронос свергает Урана, Зевс – Кроноса), с другой стороны боги-отцы  детьми тоже не церемонятся (Кронос пожирает своих детей). Да и между женами и мужьями происходит всякое (Гея помогает расправе Кроноса над Ураном, олимпиец Зевс пытает Геру). В мифе можно найти инцест: Гера – жена – сестра Зевса,  Гея – супруга и мать Урана. Полигамию – Гера третья  законная жена Зевса после Метиды и Фемиды. Супружеская неверность буквально пронизывает всю мифологию. В мифах постоянно нарушаются законы, которые мы обозначаем как нравственные. Мифы не поют хвалу преступлениям, они не имморальны. Боги часто, особенно в очень архаичных мифах находятся за пределами морального измерения. Их преступления даже наивны.

Почему Гея предлагает своему сыну Кроносу убить и оскопить ее мужа и отца Кроноса Урана? В браке Геи и Урана рождалось большое количество ужасных и нелюбимых родителями существ: горы, титаны, циклопы, какие-то сторукие  гиганты. Уран прятал их в чреве Геи, и она тяжко страдала от этого. Сговор с сыном помог ей освободиться  от тяжести в чреве и от чрезмерно сластолюбивого мужа. Логика преступления на диво проста. Уран действует по своей природе – ну не любит он безобразного, и все тут. А Гее надоело мучиться вот и вся мотивировка, другой в мифе не найти. Но вот люди не могут себе этого позволить – они всего лишь люди. В противном случае они подлежат суду и осуждению. Дл богов не существовало никаких запретов, табу и норма – это человеческая реальность, точнее то, что боги приписывают людям. Первобытный человек не убивает  другого соплеменника не из милосердия, а потому, что это нечестиво, и оскорбит богов. 

2. МАГИЯ И МАГИЗМ. ТОТЕМИЗМ

Проблема возникновения и развития религии была и остается  наиболее сложной и трудной для  исследователей религиозного культа. Сам факт изменения формы и содержания религии в наши дни признается всеми религиоведами. Если мы признаем, что религия является  социокультурным образованием, возникшим на определенном этапе становления и развития общества, то должны признать и то, что религия в процессе формирования прошла ряд этапов, каждому из которых присущи своеобразные и особенные религиозные верования. В настоящее время многие исследователи истории религиозных представлений и древних культов относят к историческим формам верований людей тотемизм, анимизм (аниматизм), магию и фетишизм.

  1. 1.      Тотемизм.

Ранние религиозные воззрения возникли в глубокой древности на определенном этапе  существования древнейших цивилизаций. Их материальной базой является родовая община.  Поэтому, только учет уровня общественных отношений на этом этапе развития  человеческого общества позволяет вывить специфику и сущностные характеристики ранних форм верований людей. Общепризнано, что природу тотемизма как древнейшей формы религии можно раскрыть лишь путем анализа кровнородственных отношений первобытного общества. Термин «тотемизм» позаимствован индейцев оджибве и обозначает «его род». Вошел в научное употребление в конце 18 века после опубликования работ Мак-Леннана и Фрэзера. «Под этим термином принято разуметь, говоря кратко, веру в сверхъестественное родство, якобы существующее между определенной группой людей и определенным видом материальных предметов, чаще всего животных, реже растений и пр.»

Тотемические  верования присущи представителям примитивного рода либо более примитивной фратрии. Род носит имя какого-либо животного или растения: это его тотем. Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего именно тех, от наличия или от отсутствия которых в ареале  зависело жизнедеятельность людей. Постепенно такая вера превращалась в основную форму религиозных представлений развивающегося вида.

Члены рода \кровные родственники \ верили, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотемов., т.е. полулюдей-полуживотных, полулюдей- полурастений , различных фантастических чудовищ. Они считали себя связанными каким-то особым родством с тотемом. Поэтому было строжайше запрещено убивать тотемное животное и употреблять его в пищу. Тотемизм есть ничто иное как религия раннеклассового строя, искаженно отражающая действительность  тотемные представления сыграли огромную роль в формировании родового общества: именно  они более всего способствовали отделению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о своих, т.е. принадлежащих к данному тотему, на которых распространялись уже выработанные предками строгие нормы и обычаи, и чужих, не принадлежащих к этому тотему и неподчиненных нормам и правилам, принятым в данном коллективе. Эта важная социальная роль тотемизма сказалась и на характере эволюции тотемических представлений. С течением времени, по мере укрепления родовой структуры, на первый план выдвинулось представление о тотемном первопредке, о возможности перевоплощения умершего предка в его тотем и обратно. Все это укрепляло : во – первых , культ мертвых предков и веру в их сверхъестественные возможности. А во-вторых, изменяло родовое отношение к тотему. Возникшая вместе с тотемизмом система табу стала в условиях первобытной родовой общины важнейшим механизмом регулирования социально- семейных отношений. Таким образом тотемизм, с его верой в сверхъестественные возможности тотемного первопредка. С культом чужих в противовес чужим, системой запретов (табу) оказался одной из первых исторических форм религиозных представлений наших предков. С распадом родовой организации исчезли и тотемические представления людей. Но отдаленные отголоски тотемизма, правда, очень отдаленные, нашли свое место в и в современных религиях –  христианстве, иудаизме.

  1. 2.      Анимизм.

Данное понятие происходит от латинского слова «анимус» – душа, дух и обозначает религиозные представления о духах и душе. Этот термин впервые ввел в оборот английский исследователь Эдуард Тейлор, который понимал под анимизмом первоначальную стадию развития религии вообще и считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой  возникновения религии. В настоящее время  понятие анимизм  обозначает веру в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных , а также  растений и неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественными силами. Как система устойчивых и осознанных религиозных взглядов анимизм возник и развивался параллельно с тотемическими представлениями.  В отличие от тотемизма с его ориентацией на внутриродовое, анимизм  был более универсален и доступен широкому кругу людей, однозначно воспринимавших  окружающий мир. Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело их существование, сверхъестественными силами, олицетворяя их как духов  этих объектов. Поклоняясь грозным духам, чтобы их задобрить и расположить к себе, древние приносили им жертвы. Как следствие такого отношения к духам формируются соответственный культ и порядок его осуществления. Как подчеркивают отечественные исследователи анимистических представлений, в зарождении анимизма значительную роль сыграло  незнание первобытными людьми «секретов» психики человека : сна, обмороков, галлюцинаций.

С возникновением представлений о душе связана вера в возможность существования ее после смерти, а также переселения в загробный мир. На основе этих представлений появляется вера в душу человека (аниматизм), прежде всего в души умерших близких , которые после смерти продолжают существовать в бестелесной форме. воздавая должное покойнику, люди заботились, чтобы души умерших обрели покой , и считали, что это проявление беспокойства об усопших будет помогать живым.

Анимистические представления о душе связаны и опираются на два классовых понятия:   тень и дыхание.

Тень – таинственный, сопутствующий образ вещей, реальный, но не вещественный. Тень и душа – синонимы.

Дыхание как душа. Дыхание прекращается со смертью человека.

Большую роль в анимизме играют истолкования снов, видений, галлюцинаций, бреда и т.п. Первобытные люди верили в объективность призрачных образов, являющихся им при болезни, возбуждении или под влиянием наркотического вещества. Более того, они были склонны к подобным контактам. Отсюда – посты, самоистязания, наркотизация как стремление достичь экзальтации и вступить в общение с духовными силами.

Анимистические представления о душе предопределили отношение к смерти. Душа не умирает. Следовательно, смерть обратима. Мертвые мо-гут ожить, вернуться, что нежелательно, опасно. Поэтому основное анимистическое чувство к покойнику – страх. Похоронный обряд – способ за­щиты. Яма, могила – тюрьма. Погребение порождено не только забо­той о покойнике, но, прежде всего, страхом.

В первобытном анимизме сформировалось мнение, что души покойников можно задобрить дарами, т.к. новоумершие дурно настроены и способны причинить зло. Анимисты пришли к выводу, что новое бытие души должно быть не хуже, чем старое. Поэтому в могилу стали укла­дывать самые ценные и полезные вещи покойника. Затем стали отправ­лять в могилу и обслуживающий персонал. Так в могиле знатных людей оказалась прислуга, рабы, кони и т.п.

  1. 3.      Фетишизм.

Данный термин происходит от французского «фетиш» – идол, талисман  и был введен в научный оборот в 18 веке голландским ученым путешественником Босманом.

Сущность этой формы религиозных верований состоит в том, что отдельным предметам предписываются магические силы, способные влить на ход событий и процессов, т.е. наделение предметов природы сверхъестественными свойствами. В любом предмете как бы заключается два момента : чувственный и сверхчувственный, причем это не анимистическое удвоение предмета на духовное и телесное. Вера фетишиста в материальный предмет основана на чувственном многообразии, вожделении, желании, представлении. Фетишизм проявился в создании идолов – предметов из дерева, глины, камня, и иных материалов и различного толка амулетов и талисманов. В идолах и амулетах видели определенных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое предписывалось миру духов, предков , тотемов. Таким образом, ранние религиозные воззрения возникли на определенной социально-экономической основе. Их материальной базой является родовая община. Первобытные верования представляют собой  процесс отражения раннеродового  бытия человека. Не понимая природу, первобытный человек наделял окружающий мир сверхъестественными силами и свойствами.

  1. 4.      Магические верования.

С магией у современного человека очень часто связаны представления  о чем-то таинственном, запретном и сверхъестественном. Самое поразительное в том, что магическое сегодня не всегда отличают от религиозного.  Знаменитый исследователь первобытной культуры Д.Д.Фрэзер, в своем главном труде «Золотая ветвь» так охарактеризовал магию: «Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые когда-либо взаимодействовали, продолжают взаимодействовать и на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван принципом подобия, а второй – законом соприкосновения или заряжения».

Перед нами самая настоящая магия, когда индеец племени оджибве, желая навлечь на кого-то напасть, вгоняет в изображение своего врага иголку, или бесплодная  женщина, желающая стать матерью, изготавливает деревянную куклу, которую держит на своих коленях, полагая, что это действие даст ей ребенка. Здесь действует закон подобия. Но все эти сравнения. Уподобления, отождествления лежат в основе мифа и мифологического мировоззрения в целом. Магия возникла в эпоху первобытности, непосредственно вытекая из мифологического мировоззрения. В глубоко архаичной первобытности религия и магия вообще не различались.

Магия и магизм оставили большой след в истории человечества. До сих пор люди верят во всевозможные магические действия, гадания.  Малайцы – джакун. Финны – лопари.

Термин магия происходит от латинского «магиа» и обозначает       колдовсто, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир . Магия – это различные суеверные действия человека, нацеленные на сверхъестественное воздействие на предмет или явление. Магия возникла и одновременно существовала с тотемизмом и анимизмом:  с ее помощью пытались поддерживать воображаемые связи со сверхъестественными силами, с миром духов, предков, тотемов. Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий. Можно сказать, что все без исключения религиозные  верования народов на всех континентах пронизаны магическими поверьями. Даже в таких развитых мировых религиях как христианство, буддизм, ислам, магические обряды занимают значительное место в культовых обрядах. обусловлено такое явление в первую очередь тем, что самая важная для массы верующих , самая притягательная сторона религии заключается именно в магическом воздействии религиозных обрядов, что позволяет человеку, пусть даже в иллюзорной форме, общаться со сверхъестественными силами. Словом, верующий ожидает от своей религии магической помощи, доброжелательного вмешательства в его повседневную жизнь и губительного воздействия на его врагов. Из совокупности магических обрядов выделили следующие формы : контактную, инициальную, парциальную, имитативную, катартическую, апотропеитическую, вербальную.

А) КОНТАКТНАЯ МАГИЯ.

Это простейший способ передачи магической силы путем непосредственного соприкосновения источника или носителя сверхъестественной силы с объектом, , на который направлено волшебство. Носитель магической силы при этом может быть различным : неодушевленный предмет, амулет, талисман, сам человек. Характер соприкосновения также может быть различным: ношением амулетов, принятие магического снадобья, прикосновение руки колдуна. Но основное представление / идея перенесения магической силы путем прямого контакта/ остается одним и тем же.

Б)  ИНИЦИАЛЬНАЯ МАГИЯ.

Сущность этого вида магического действия состоит в том, что магический акт направлен, как и в предыдущем типе, непосредственно на сам объект, но в силу его недосягаемости в том или ином отношении реально производится только начало желаемого действия, окончание же его и появление ожидаемого результата предоставляется сверхъестественной  магической силе.

В) ПАРЦИАЛЬНАЯ МАГИЯ.

Это тип магии, в котором действие магической силы направлено не на сам объект непосредственно, а на его заместителя, и уже через последний  – сам объект.

Г) ИМИТАТИВНАЯ МАГИЯ.

При этом типе магических действий  воздействия сверхъестественных сил направлены на подобный предмет или объект.

Д) АПОТРОПЕИТИЧЕСКАЯ МАГИЯ.

Суть данного типа магии состоит в том, что магические действия направлены на то, чтобы отогнать, отпугнуть враждебные силы, не допустить их приближения. Для этого применяется ношение амулетов, различные жесты и звуки, огонь, круг, дым, магические линии, а также действия, помогающие так или иначе уклоняться от соприкосновения с нежелательными силами, укрыться, спрятаться от них.

Е) КАТАРТИЧЕСКАЯ МАГИЯ.

Данный тип магии относится к защитным, очистительным действиям против нежелательных сил, проникших в тело человека, в его жилище.  Очищение достигается разными способами: ритуальным омовением, окуриванием, кровопусканием, постом, употребление снадобий.

Ж)  ВЕРБАЛЬНАЯ МАГИЯ.

Сущность данного вида магии может быть сведена к самостоятельной  роли заговоров, магических заклинаний, нашептываний для получения желаемого результата. Однако в заговоре могут выражаться и другие известные нам магии.

По целям воздействия  магию можно разделить на виды: вредоносную, военную, половую (любовную), лечебную и предохранительную, промысловую, метеорологичекую и другие виды.

А) Вредоносная магия (черная) – применяются различные колдовские приемы с целью причинения сверхъестественным образом вреда или порчи какому-либо лицу.

Б) Военная маги – это система публичных обрядов, направленной на обеспечение победы над врагом.

В) Половая магия имеет двоякую направленность: или вызвать половое влечение в человеке противоположного пола, или уничтожить такое влечение.

Г) Лечебная или предохранительная магия направлены на излечение или предохранение человека (или его семьи) от различных заболеваний.

Д) Промысловая  производственна магия – специфические действия  с целью получить наилучшие результаты в определенном виде деятельности : охоте, рыболовстве, в производственной деятельности.

Е) Метеорологическая магия. Цель данной магии – вызвать определенные изменения погоды.

5. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.

Поиски начала – очень трудные поиски. Любое явление когда-то, где-то зародилось – это кажется нам очевидным. Но всякое начало относительно, оно само является следствием долгого предшествующего развития.  Так и искусство постепенно вырастало из не искусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки и танца. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся на ступени первобытного общества. Но эти аналогии относительны: каким бы ни был архаичным  общественный строй исследуемого народа, оттесненного с магистрального пути истории, все же протекавшие мимо столетия не смогли не оставить следа на их культуре. Современное нам искусство народов, находящихся  на первобытном уровне развития в корне отличаются от культуры народов каменного века. Это можно сказать с уверенность, ибо остались вещественные памятники каменного века. Еще до начала прошлого века их совсем не знали. Примерно с середины 19 века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию  археологии.  Были открыты стоянки первобытных людей, его каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. Найдено множество предметов, которые можно назвать  произведениями искусства

В искусстве палеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические  изображения: оттиски рук, волнистые линии, параллельные штрихи. Силуэты людей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках  оленьих рогов, странные человеческие фигурки и животные. Появляются пещерные рисунки. Пещера Монтеспан –  открыли израненную  глиняную  фигуру медведя  без головы; у ног этой статую лежа череп настоящего медведя. На стенах многочисленные узоры, изображения большие и маленькие, в основном животные, лишь изредка попадаются изображения человека и то, только абрис. Подобные памятники найдены по всему земному шару.  Например, жанровые сцены в  пещерах Алжира (слониха хоботом защищает слоненка от тигра). В изображении человека  присутствует крайняя условность или гипертрофированность отдельных частей тела (палеолитическая Венера).

В мезолитическом искусстве человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать антропоморфный характер. Преобладает в рисунке не предмет, а действие. Поэтому в рисунках и статуэтках все больше стилизации и схематизма, преобладают многофигурные рисунки.

В неолите – искусство становится более разнообразным, шире. Больше символизма. Широко распространены символы в виде крестов, свастик, спиралей, полумесяцев. Начинает выделяться этническое начало.

  • 1. Первобытное искусство синкретично. Лишь условно можно выделить обряды, му­зыку, танец, культовые предметы. Все эти виды первобытной куль­туры появлялись в единстве.
  • 2. Эволюция первобытного искусства идет сначала по пути детализации, стремлении к объемности, а затем возвращается к стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением.
  • 3. Содержательная сторона первобытного искусства – магико-религиозная.