МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Структурная целостность культуры.

  •             Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой она и является, то найдем исходные клеточки, или первокирпичикиТакие базисные единицы культуры называются элементами, или чертами культуры, которые создают структурную целостность культуры.

Человек обладает двойственной психобиологической природой. Как материально-духовное существо он имеет двойственные потребности – материальные и духовные, для удовлетворения которых создаются соответствующие виды культурных ценностей. Это различие в природе культурных достижений зафиксировано понятиями материальной и духовной культуры.

  • Совокупность материальных элементов создает особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами). Это паровая машина и компьютер, книга и предметы домашнего обихода, храм, простой жилой дом и многое другое, создаваемое людьми в течение многовековой истории.
  • Совокупность нематериальных элементов образуют нематериальную или духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык и др.
  • Они тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но созданы не руками, а разумом  и чувствами. Их невозможно потрогать, слышать и видеть, но они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
  • Материально оформленные, овеществленные продукты и результаты человеческой деятельности называются артефактами (от лат. аrte – искусственный и    factus – сделанный).

Артефакты отличаются тем, то они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Артефакт как биологически ненаследуемый, искусственный, созданный людьми объект является элементарной структурной единицей культуры. Любой артефакт может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы и духовного содержания. Материальная форма определяется утилитарными соображениями, возможностями человека и общества. Духовное содержание обусловливается потребностями выражения различных идей, эстетических вкусов, обозначения социального статуса и прочим. В культуре содержание, т.е. информация , передаваемая артефактом важнее, нежели материал из которого он создан.

В культуре содержание, то есть,  передаваема информация, важнее их материальной формы. Например, материал, из которого сделан предмет вторичен по отношению к его идеям. Эти идеи можно передать и иными способами. О приоритете содержания над формой свидетельствую произведения искусства. Все они имеют цену, стоимость, но идейное содержание – эстетическое, нравственное и идейное – в отдельных случаях делает их бесценными («Джоконда»).

Артефакты в культуре принято называть культурными достижениями. В разговорном языке под достижениями понимаются такие результаты деятельности, которые приносят пользу человеку и обществу. В науке «культурное достижение» лишено оценочного смысла, так как многие артефакты культуры амбивалентны, т.е. могут вызвать у человека противоположные чувства: симпатию и антипатию. Такое противоречие возникает вследствие неоднозначного влияния достижений культуры на прогресс человеческого общества (техника, лекарственные препараты и т.д.). Элементы культуры, в том числе и артефакты, образуют определенную целостность, систему, в которой они располагаются в иерархическим образом соответственно своей значимости. Значимость артефактов – величина не постоянная, основания оценки могут со временем меняются, т.к. культура процесс живой. Культурные достижения могут и теряют свою значимость и на их место приходят другие  (гонец – радио, чернильница – шариковая ручка и т.д.).

Методы изучения артефактов:

  1. Генетический метод – исследует вопросы происхождения культурных объектов, т.е. авторство, место, время, условия и обстоятельства создания артефакта.
  2. Исторический метод – изучение биографии артефакта, его значения и ценности для людей той эпохи,  в которую он был создан.
  3. Структурно-функциональный метод – изучение артефакта как элемента целостной культурной системы,  выявление его функций и определение его места и роли в системе ценностей.

По-мнению антропологов культура вообще, и любая культура в частности состоит  из четырех элементов.

1. Понятия (концепты) Они содержаться главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить  опыт людей. В каждой культуре мир организован по-разному. В языке  жителей Тробриановых островов одно слово обозначает  6 различных родственников: отца, брата отца (дядя), сына сестры  отца (дядя, племянник), сына сестры матери отца (троюродный брат, внучатый дядя), отца дочери сестры отца (дядя), сына  сына брата  отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников. В английском языке даже отсутствуют 4 слова обозначающих 4 последних родственников.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий. Но также выявляют, как эти составные части связаны между собой  – в пространстве и во времени, по значению (например, черное противопоставляется белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу  – испортить ребенка»).  В нашем языке присутствуют слова, обозначающие землю и небо, и мы уверены, что земля вращается вокруг Солнца. Но до Коперника все были уверены в обратном. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

3.Ценности. Ценности – это общепринятые  убеждения относительно целей, к которым человек должен стремится. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры  могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному  творчесвту, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы, в том числе и нормы регулируют поведение людей в  соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим  жизнь и благосостояние личности. Точно также у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и т.д.

Одни элементы культуры существуют в одиночестве, другие организуют вокруг себя совокупность новых элементов.     В данном случае говорят о культурном комплексе. Это совокупность культурных черт, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанного. Например, свадьба, одежда, публика, место поведения и т.д.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. МЫ и Они  ездим по разным сторонам, ОНИ  говорят на ином языке. У нас разное представление о том, какое поведение  безумное, а какое нормальное, у нас разное представление  о добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, – культурные универсалии.

            Социологи выделяют  более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки,  гостеприимство, инцест, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление  орудий труда, попытки повлиять на погоду и т.д.

Почему существуют культурные универсалия? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов, беспомощность младенцев,  потребность в пище и тепле, возрастные  различия между людьми, усвоение разных навыков и т.д. В связи с этим появляются  проблемы, которые необходимо решить в рамках данной культуры. Определенные ценности  и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не приветствуется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных  физиологических,  социальных, психологических потребностей,  хотя в частности возможны разные варианты.

Материальная культура

            Материальная культура имеет достаточно  сложную структуру. ЕЕ основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь,  включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.

Производственная культура – это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.

Культура жизнеобеспечения  составляют постройки, предметы быта, одежда.

Вооружение и военная техника – это особая область материальной культуры.

Материальная культура – результат, средство и условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетворят материальные потребности людей, оно многообразнее и многозначнее. Материальная культура выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение.

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации, для индивида. Значит, она может выступать как социальный знак, как памятник культуры.

Источники изучения культуры:

– реальные предметы (археологические и этнографические памятники; сохранившаяся архитектура, нефункционирующая и функционирующая техника),

–    их изображения (произведения изобразительного искусства, иные графические изображения, фото- и кинодокументы),

–    макеты и модели, соответствующие оригиналу,

–   письменные источники.

Многие памятники материальной культуры являются символами эпохи (корабли, постройки, одежда, боевое оружие).

Духовная культура.

К важнейшим философским вопросам, касающихся взаимоотношений между Миром и человеком, относится и внутренняя духовна жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его собственную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право.

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных – эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные – рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой.

К базисным элементам духовной культуры относятся (причем именно в таком порядке и должны выстраиваться, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые используют общество по отношению к нарушителю).

1. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Привычка – это повседневная сторона социальной действительности.

2. Нравы – обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие означало самые уважаемые и священные обычаи.

3. Закон – нормативный акт, принятый высшим органов государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является разновидностью социальных и культурных норм и требует безоговорочного подчинения.

– обычное право – совокупность неписанных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти;

– юридические законы, закрепленные конституцией защищают самое дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, человеческие права и т.д.

4. На самом высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.

Ценности  и нормы культуры

            Ценности – это культурные достижения и природные явления, имеющие значение для жизнедеятельности человека.

Сами по себе, безотносительно к людям, феномены культуры и природы ценностями не являются. Таковыми их делают отношение к ним людей. Интерес и значение для человека явления приобретают  в том случае, если служат удовлетворению их потребностей. Если явления не удовлетворяют потребностей человека, то они не являются ценностями, либо становятся антиценностями. Понятие «ценность» не тождественна экономическому понятию «стоимость». Стоимость  является лишь денежным выражением ценности. Есть ценности, которые вообще не имеют денежного выражения – дружба, верность. Многие вещи, обладая грошовой стоимостью, являются ценными для хозяина  – сувениры, письма.

В самом общем плане ценности разделяются на материальные блага (жилище, одежда, продукты питания и т.д.), и духовные блага (истина, красота, вера  и т.д.).

Классификация ценностей (условная):

  • – витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.);
  • – социальные (социальное положение, трудолюбие, богатство, профессия, семья, равенство полов и т.д.),
  • – политические (свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.);
  • – моральные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь и т.д.);
  • – религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение и др.);
  • -эстетические (красота, идеал, стиль, гармония).

По степени распространенности духовные ценности могут быть.

  1. Общечеловеческими ценностями, которые характеризуются тем, что признаются большим количеством людей как во времени, так и в пространстве.
  2. Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельной личности, это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.
  3. Сословно-класовые ценности связаны с интересами отдельных классов и социальных групп.
  4. Локально-групповые ценности объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.
  5. Семейные ценности
  6. Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку.

В предложенной классификации нетрудно увидеть, что ценности обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из одного уровня в другой. При рассмотрении 5 перечисленных видов ценностей можно выделить несколько закономерностей:

– во-первых, тот, факт, что их относительность и подвижность убывает по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности – наиболее устойчивые в пространстве и во времен и не зависят от политики. В то время как личностно-индивидуальные ценности меняются в течении жизни;

– во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину;

– в-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.

С понятием ценность тесно связано понятие идеал. Идеал – это совершенный, эталонный образец ценности, представление о том, какими должны быть объекты, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Идеал существует лишь в воображении человека, это прообраз действительности, реализация которого  в полном объеме не возможна в принципе. Существующие в действительности объекты никогда не совпадают с идеалом. Идеалы служат критерием ценности реальных материальных и духовных благ.

Ценности и идеалы являются духовными социокультурными регулятивами высшего порядка, т.е. организующей и направляющей деятельность человека силой. Доминирующие ценности и идеалы определяют,

– конкретные цели и задачи, которые ставят перед собой люди;

– пути и средства достижения этих целей, правила  действия.

Общепризнанное правило или образец поведения, действия называется нормой.  Жизнь человека в обществе требует согласования действий и упорядоченных отношений. Нормы культуры как общепризнанные правила или образцы поведения обеспечивают предсказуемость поступков, и, следовательно, взаимопонимание, устойчивость отношений, порядок и стабильность в обществе. Поэтому в любом обществе на соблюдение культурных норм ориентирован огромный механизм социального контроля.

Культурные нормы чрезвычайно разнообразны. Они регламентируют практически все проявления человеческой жизни – еду, одежду, отношения между людьми, развлечения, труд и т.д. В список культурных норм входят традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, увлечения и др. Нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

  1. По способу фиксации.
  • – устные (формальные и неформальные);
  • – письменные (формальные и неформальные).

В качестве неформальных устных норм можно назвать обычаи. Обычаи – это устойчивая

система поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшая нормой и передающаяся из поколения в поколение. Обычаи обычно очень устойчивы и консервативны.

  1. По сфере действия.

– универсальные – относящиеся в равной мере  к каждому индивиду в данном обществе (политические, юридические нормы;

– частные – касающиеся определенных социальных групп (профессиональные, возрастные и прочие).

3. По степени обобщенности.

     – конкретные нормы действия (обряды, ритуалы, правила этикета и т.д.);

– общие нормы действия, например, моральные требования.

Различные культуры обладают разной степенью нормативности. Степень зависит от возраста цивилизации и тем выше, чем древнее общество, чем многослойнее культурные пласты. Нормативность нашей белорусской культуры гораздо слабее, чем английской.

  • Нормативная избыточность – крайняя форма – тоталитаризм.
  • Нормативная недостаточность – крайняя форма – аномия.
  1. ПРИНЦИПЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

1. Периодизация культурно-исторического процесса отличается от исторической периодизации

гораздо большей гибкостью и разнообразием. В культурологи один хронологический период может включать множество культурно-исторических эпох. Так, например, историю Древнего мира образуют такие по сути разные культурные образования как Шумера, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, Культура Древней Индии и т.д. Если подходить к сути всех этих образований с чисто исторической точки зрения, то  можно обнаружить немало общего, культурные же их параметры совершенно различны.

2. Историческая периодизация в отличие от культурно-исторической, как правило, не фиксирует  внимание на самоощущении человека, в равной степени, как и на формах отражения духовного состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым временем, минуя эпоху Возрождения, которая хотя и была «величайшим переворотом  в истории», но в области именно духовного самовыражения человека, а не политико-экономического

3. Историческая периодизация не принимает во внимание «стилевые эпохи». Эпоха классицизма, барокко и рококо, занимали в историческом отношении незначительное время, но для культуры имеет важнейшее значение.

Основные модели периодизации культурно-исторических этапов.

   В философии истории распространены три основные модели описания социальных изменений, которые используются в культурологии: линейная модель, циклическая и спиралевидная

Линейная модель – историко-культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого к сложному, что находит выражение в термине “прогресс”.

Циклическая модель – отрицает идею прямолинейного культурного прогресса и представляет собой осмысление истории как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам.

Спиралевидная модель – представляет собой цикл развития, по завершению которого общество проходит те же стадии и в той же последовательности, но на боле высоком уровне развития  (Дж. Вико).

Линейная модель.

  • 1.Библейская периодизация по возрастам (Адам – Ной – Моисей – …- Иисус Христос – последующие века.).
  • 2. Теории «модернизации», например Д. Белла: доиндустриальное общество, индустриальное общество; постиндустриальное общество.
  • 3Формационная ступени развития человеческой культуры.

Разработка учения  об общественно – экономической формации как ступенях развития общества имела принципиальное значение для  понимания исторического процесса и началась еще в античности.:

В 4 веке до н.э. древнегреческим философом Декеархом Мессинским  выдвинута была, а Лукрецием Каром В работе «О природе вещей» более подробно рассмотрена идея последовательных стадиях развития общества: первобытной охотничье-собирательной, скотоводческой и земледельческой.

Во второй половине 18 – начале 19 века, эти три стадии в работах Тюрго, Миллара, Смита была добавлена четвертая  стадия – коммерческая , или торгово-промышленная, олицетворением которой была  раннекапиталистическая Англия. В первой половине 19 века Монтескье в работе «О духе законов» ввел понятие феодализм. Феодальными он считал законы и право о наделении участками земли за военную службу. В первой трети 19 века Сен-Симон выделил античную рабовладельческую и  средневековую феодально-крепостническую стадии истории. Для Сен-Симона  эталоном первой стадии была греко-римская античность, второй – феодальная Франция.. Сен-Симон в свою очередь опирался на исследования историка Келлера, который делил историю на древнюю, средневековую, новую. Наконец, напомним о гегелевском делении истории: восточную, греко-римскую, Нового Времени.

Марксистская пятичленная схема:

  • Первобытная формация,
  • Рабовладельческая формация
  • Феодальная формация
  • Капиталистическая формация
  • Коммунистическая  формация..

Впервые Маркс и Энгельс обосновали это деление в «Немецкой идеологии», основываясь на разных формах собственности. В дальнейшем Маркс неоднократно уточнял это деление. Но от такого подхода никогда не отказывался. Это наиболее признанное деление истории.

Циклические модели.

  1. 1.        Н.Я. Данилевский: 10 несвязанных друг с другом культурно-исторических типов, существовавших с точки зрения временных параметров как последовательно, так и параллельно;
  2. О. Шпенглер: независимые, непознаваемые организмы – цивилизации, с хронологической точки зрения хаотично зарождающиеся и погибающие;
  3. А. Тойнби: 26 локальных цивилизация, образование которых имеет божественную предопределенность;
  4. П. Сорокин: 3 культурные суперсистемы, последовательно, по ходу исторического процесса сменяющие друг друга и существующие около 600 лет;

Первому, уже проанализированному подходу к периодизации и типологизации культуры, противостоит второй подход. Он настаивает на том, что никакого единства в культурном развитии человечества нет и ни о каких сходных этапах и типах культуры говорить не приходится. Если первый подход можно обозначить как универсалистский , то второй – как концепцию локальных культур. Самым крупным и влиятельным ее выразителем был германский культуролог Освальд Шпенглер. Вот его формулировка собственного понимания культуры.

«Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только если закрыть глаза на несоответствия и противоречивые факты, я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающей из недр породившей ее страны, к которой они привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из которых налагает свой материал – человечество – свою собственную форму, и у каждой собственная идея, собственные страсти, собственна жизнь, желания и чувствования, и , наконец, собственная смерть. Во всемирной истории я вижу картину вечного образования  и изменения, чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк  видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой».  По Шпенглеру существуют локальные, друг для друга непроницаемые культуры. Ось проходит внутри каждой из них. Каждая культура  в пределах тысячелетия проживает одинаковые стадии, но каждый раз по своему. Это – зарождение, расцвет, упадок \ переход в стадию цивилизации \. Шпенглер с глубиной и блеском демонстрирует нам уникальность каждой из культур. Чтение книги Шпенглера «Закат Европы» весьма увлекательное занятие, он на многое открывает глаза. Но что не очень удалось Шпенглеру, так это показать , какими культурами исчерпывается культура человечества. Шпенглер утверждал, что всего существует 8 культур : \ 1 \ египетская, \2\ вавилонская, \3\ античная , \4\ европейская, \5\ магическая, \6\ индийская, \7\ китайская, \8\ американская. Но , если получила распространение его теория локальных культур, то не получила известность его периодизация культур. Примечательно, что другой известный сторонник локальных культур Тойнби, предпочитает говорить уже о 21 культуре.

Ни типологизация Тойнби, ни типологизация Шпенглера ни к чему не обязывают. Уязвимость этой теории заключается в том, что в ее рамках невозможно более или менее точно определить , какие локальные культуры существовали и существуют. Эта теория может дробиться практически до бесконечности.  Скажем, в качестве локальной можно рассматривать культуру Западной Европы, противопоставляя ее всем остальным локальным культурам.  Но в таком случае, почему бы не локализовать бы тогда английскую, французскую , немецкую культуры, противопоставив их , выделив, все самое самобытное. Можно пойти и далее вглубь каждой национальной культуры. Что, к примеру , мешает нам рассматривать французскую культуру, как двойственную, включающую в себя северофранцузскую и южнофранцузскую \ провансальскую \ культуры. Но и это не предел деления, потому что, северофранцузская и включаемая в нее бретонская культура не одно и то же. А есть еще Нормандия и Пикардия. Это тоже своеобразные культурные явления и изучение их имеет смысл.

На сегодняшний день, наиболее известной и влиятельной концепцией периодизации и типологизации культуры, стоящей на позициях ее единства, является концепция германского философа Карла Ясперса.  У Ясперса нет жесткой типологизации как у Маркса. Нет стремления объяснить последовательность периодов культурного развития из единого принципа. Его суждения осторожны и гибки, заведомо предполагают, что многое в развитии культуры непостижимо и не укладывается в однозначные формулы и определения. Обратимся к одной из ключевых формулировок Ясперса, в которой выражена сама суть его подхода к периодизации  и типологии культуры.

«Человек четыре раза как бы отправлялся от своей основы.

  Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи \ возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем \, когда он только становится человеком.

  Во втором случае от возникновения великих культур древности.

  В третьем – от осевого времени, когда полностью формируется человек в его духовной открытости миру.

В –четвертых , от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем и по сей день на себе».

Если перевести периодизацию Ясперса в более привычные для нас термины, то у него идет речь о периоде первобытности \ 1 \, древневосточных культур \2\, осевом времени и его последствиях \3\ и той эпохе, которая началась в 19 – 20 веках вместе с научно-технической цивилизацией \4\.  В периодизации Ясперса все довольно узнаваемо, исключая осевое время.. не будь его , тогда действительно вырисовывалась довольно стройная и убедительная концепция единства развития человеческой культуры.  Сначала все народы проходят стадию первобытности, затем наиболее передовые из них создают древневосточные культуры. Современность также дает основания для того, что человечество развивается все более однородно. Что же представляет собой осевое время Ясперса?

«Ось мировой истории следует отнести к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 годами нашей эры. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий и сегодня определяющих жизнь людей. в осевое врем произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью».

Достаточно стройная концепция, но она включает в себя одну вопиющую несообразность. Оно с трудом включает в себя христианство. А это не очень учтиво к основополагающему событию европейской культуры. Ясперс попытался увидеть в культуре человечества за видимым разнообразием нечто существенно общее. Но понятием осевого времени Ясперс выражает некую свою интуицию, свое ощущение хода истории и культуры… Между тем , построенная Ясперсом концепция, пока остается последней из числа действительно авторитетных заявок на обоснование единства процесса развития культуры, выражающегося в том, что человечество проходит единые, типологически сходные этапы культурного становления.

В нашей отечественной литературе предлагается следующий выход из создавшейся ситуации.

Для начала то обстоятельство, что для всех культурологов достаточно очевидно: из 40000 лет существования человечества 35 000 лет безраздельно господствовала первобытность. И это единый для всего человечества период и тип культуры.

Далее , первоначально на Ближнем Востоке, а затем и Среднем и Дальнем Востоке возникают так называемые древневосточные культуры. Правда их объединяет не меньше, чем разъединяет. Но все же , хоть с оговорками, но можно говорить о следующем периоде или типе культуры – древневосточном. Он начинается приблизительно с 3 000 лет до Р.Х.

Затем процесс развития  культуры теряет свое  преобладающее  единство. Возникают локальные культуры. И прежде всего возникает культурный феномен Восток и Запад. Оставим пока в стороне принцип деления мировой культуры на западную и восточную, остановимся на  культурном феномене, который ассоциируется у нас со словом Запад. Для резко преобладающего количества теоретиков и историков , западная культура начинается с Античности, с Древней Греции. За условный рубеж можно взять возникновение  древнегреческого эпоса «Одиссеи» и «Илиады». Так как они появляются в 8 веке до Р.Х., то и западноевраопейскую культуру, вернее ее начало можно начинать датировать с этого времени. Уже слово Античность в европейском сознании  соотносится со словом древность. следовательно, если есть древность, есть и середина – Средневековье (с эпохой Возрождения), есть и третья стадия которую называют Новым Временем (раннее Новое время, эпоха Просвещения, 19 век, 20 век). Наличие в истории Европы этих трех стадий для любого европейца аксиоматично.  Это не концептуальное построение, не философская выкладка, а скорее наш европейский способ восприятия исторического времени. От этого никуда не деться.  Так мы видим нашу историю.