МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.      Теоретические предпосылки возникновения марксистской философии.

2.      К.Маркс и Ф.Энгельс – основоположники марксистской философии.

3.      Развитие марксистской философии в трудах В.И.Ленина.

4.      Судьба марксизма в современном мире: проблемы и перспективы марксистской философии.

Марксизм возник в 40-х гг. XIXв. Его основоположники – К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Формирование взглядов Маркса и Энгельса происходило под влиянием немецкой классической философии, английской политической экономии и утопического социализма.

Самым большим достижением немецкой классической философии было учение о развитии. Но в этом учении материя признавалась пассивной, утверждалось, что общественное развитие имеет свое завершение (в Прусском государстве, Гегель). Такую диалектику нельзя было применять для познания и практики, не очистив ее от идеализма и метафизики. Знакомство Маркса с книгой Л.Фейербаха «Сущность христианства» предопределило выбор в пользу материализма. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса и Энгельса заключалось не только в общей материалистической установке, но и в соединении традиций гуманизма с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений к природе и к людям.

Историческая заслуга классической политической экономии в лице А.Смита и Д.Рикардо состоит в том, что было положено начало трудовой теории стоимости. По мнению Смита (1723-1780), общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами своего труда. Главный источник общественного богатства – стремление каждого человека через труд к благополучию. Основные условия процветания общества: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Сен-Симон (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1837), Р.Оуэн (1771-1858), продолжая идеи утопистов XVI в. Т.Мора и Т.Кампанеллы, создали идеал справедливого общества, в котором существует социальная гармония и общность интересов всех граждан, свободный труд и равные возможности для применения своих способностей, государственное планирование; обязательность труда и распределение благ по труду; отсутствует эксплуатация человека человеком. Социалисты-утописты критиковали капитализм, основным средством преодоления всех неурядиц считали просвещение.

Главным в своем учении Маркс и Энгельс считали доказательство исторической миссии рабочего класса, определяющей возможность социалистического выбора. Заявив о своей партийности, основоположники марксизма сузили значение  своего учения, придав ему излишнюю идеологичность. Вместе с тем, Маркс и Энгельс доказывали, что на основе будущего развития технологического базиса общественного производства изменится структура рабочей силы: вместо традиционного рабочего класса в качестве производителя выступит «комбинация общественной деятельности», представляющая собой сложную систему взаимодействия всех видов труда, в которую вовлекаются все слои общества. Итак, с одной стороны, рабочий класс и его историческое предназначение возвеличивается, с другой, реально оцениваются его перспективы (растворение в комбинации общественной деятельности). В целом, в марксизме соединились общегуманистическое, идущее от эпохи Просвещения, начало, и классовое, детерминированное социальной базой конфронтационной политической культуры раннего капитализма.

Сердцевину философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем отношений человека к миру и мира к человеку, людей между собой и сущности человека, наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. На решении этих проблем базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, значении материального производства в жизни общества, классовой борьбе, социальной революции и т.д.). Работам Маркса и Энгельса присуща как критическая направленность анализа философского наследия (преодоление идеализма Гегеля, антропологического материализма Фейербаха), так и сохранение рациональных аспектов. В марксистской философии выражается преемственность и вместе с тем творческая новизна.

По отношению к теории марксизма необходим разумно-взвешенный подход: слепая вера в учение и огульное охаивание самой сути теории не- приемлемы как крайности.

Непреходящее значение в марксизме  сохраняют: метод раскрытия противоречий в реальном процессе развития, строгое отношение к критериям истины, исторический подход к общественным явлениям, диалектико-материалистическое понимание мира, в том числе и истории, идеи свободного развития каждого как условия свободного развития всех, сочетания экономической эффективности и социальной справедливости, индивидуализации и коллективистской солидарности (с акцентом на второе) и т.п. Вместе с тем, имеются идеологически направленные, исторически ограниченные положения, отражавшие условия определенного периода жизни. Например, о роли классовой борьбы, насилия, о диктатуре пролетариата и т.д. В марксизме есть изначально неправильные положения, содержащие элементы утопизма (из-за отсутствия или ограниченности исторического опыта, определенной слабости самой теории, влияния утопического социализма, давления потребностей политической борьбы). Так, в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс строили проект будущего, воплощающего по существу вариант «казарменного коммунизма»: экспроприацию земельной собственности, отмену права наследования, одинаковую обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. Это дало повод М.А.Бакунину (1814-1876) приписать Марксу идеологию «государственного социализма»: «красной бюрократии», «авторитарного коммунизма», который приведет к возрождению неравенства и эксплуатации, к моральной и интеллектуальной деградации граждан (диктатура пролетариата по отношению к крестьянству).  По Бакунину, социализм Маркса строился на вере в преобразование общества по заранее намеченному плану, закладывался механизм централизации общественной жизни, соединения социализма с абсолютизмом. Ряд прогнозов Бакунина в опыте развития СССР и других стран в дальнейшем оправдались. И все же Маркс и Энгельс в своих концепциях отделили социализм от уравнительного, грубого, «казарменного», связав становление нового общества с высшим развитием материального производства и личности.

Маркс полагал, что капитализм есть последняя ступень развития стоимостного отношения и основанного на стоимости производства. Преодоление товарного производства Маркс связывал не только с общественной собственностью, но и с высочайшим уровнем развития производительных сил, науки и техники. Одновременно Маркс указывал, что и после уничтожения капитализма стоимость остается господствующей в смысле регулирования рабочего времени и распределения общественного труда между различными группами производства. Оба приведенных положения логически совместимы. Первое выражает общую линию естественноисторического развития капитализма до своих высших ступеней, исчерпывающих возможности рыночной экономики и ведущих к  трансформации капитализма в «капиталистический коммунизм».

Второй тезис относится к переходному состоянию общества, где еще не исчерпаны возможности рыночной экономики. Здесь по существу выражается концепция «рыночного социализма» – такого общественного устройства, где сочетаются механизмы развития, стимулы роста, присущие рыночной экономике, с ценностями социализма.

Итак, из арсенала теоретической мысли Маркса и Энгельса в известной степени можно пользоваться их методологией, но не готовыми рецептами. Встречающаяся в литературе постановка вопроса  – марксизм: утопия или научный проект? – некорректна, ибо в марксизме присутствуют элементы и науки (преобладающие), и утопии.

В.И.Ленин (1870-1924) в сфере науки, прежде всего, экономист, особенно в области аграрных отношений в России. В философии Лениным осуществлено приращение новых идей – в теории познания, в анализе взаимосвязей философии и физики в период радикальных открытий в естествознании, в трактовке диалектики, выделении в ее системе основного «ядра», в различении диалектики и антидиалектики (эклектики, софистики). Ленин пересмотрел некоторые положения Энгельса («материя», «вещество», «природа»).

Ленинизм порожден исторической реальностью, которой была присуща острая классовая конфронтация, характерная раннему монополистическому капитализму. Накал обстановки, вызванный насилием и жестокостью капитализма того времени, возбуждал в сознании трудящихся необходимость революционной смены строя. Незрелость материальных предпосылок предполагалось превзойти «рокировкой» исторического процесса: сначала взять власть (установить диктатуру пролетариата), а затем использовать ее как рычаг экономического и культурного развития. Низкий уровень массовой политической культуры должен был компенсироваться авангардной ролью пролетарской партии, призванной внести в рабочее движение социалистическое сознание.

Ленин соотносил теорию с постоянно развивающейся и усложняющейся практикой и при переходе к НЭПу осуществил коренную перемену всей точки зрения на социализм, введя в ее модель тенденции общецивилизационного  развития – хозяйственный интерес, разнообразные формы собственности, закон стоимости, классовые различия и товарное производство на длительный период, широкое использование торговли, хозрасчета, стимулирование коллективной и индивидуальной трудовой деятельности. При этом Ленин  не идеализировал НЭП.

Самое ценное в социальной философии Ленина заключается в идее соединения противоположностей для формирования нового общества, признания полезных компромиссов. Следовательно, социализм должен поставить на службу народу капиталистические завоевания. В таком подходе выражены элементы общецивилизационного видения развития страны, не сводящие движение социума к однолинейному формационному. Движение вперед на основе соединения противоположностей означает переход к идее интегративной природы нового строя. Ленин такую идею не сформулировал, но логически к ней шел. Он заложил лишь некоторые, преимущественно экономические, идеи интегративного общества. Признавая плюрализм в экономике, Ленин не сумел подойти  к идее плюрализма в политике.

Основная причина исторической ограниченности марксизма (и ленинизма) заключается в том, что он в ряде положений сформировался по гегелевским образцам предзаданности истории, подчинения практики теории. Как показал анализ, слабые и теоретически ошибочные положения марксизма (и ленинизма) (идеологически заданные, исторически ограниченные  идеи и утопические положения теории) сосуществовали с прямо противоположными, а сама сущность диалектико-материалистического понимания истории исходит из первенства практики по отношению к теории и составляет сердцевину марксизма, сохраняющую непреходящее значение.

Крупнейшие мыслители ХХ столетия высоко оценили марксистскую философию и социологию. З.Фрейд подчеркивал, что сила марксизма заключается в доказательстве неизбежного влияния экономических отношений на интеллектуальные, экономические и эстетические установки. К.Поппер не сводил марксизм к «экономизму», а писал о грандиозной марксистской системе, сравнимой с системами Платона и Гегеля и даже превосходящей их. Для Ж.-П.Сартра марксизм был и остается философией нашего времени. Американский социолог Дж.Смелзер провел опрос наиболее известных ученых Запада о престиже социологических теорий. Согласно результатам опроса, около 80% опрошенных самой влиятельной теорией назвали марксизм.

Философия марксизма сегодня развивается по следующим направлениям: 1) диалектика природы, т.е. философские проблемы естествознания; 2) диалектика социальных процессов, т.е. социальная диалектика; 3) развитие диалектики как науки.

К философским проблемам естествознания относятся вопросы обобщения и методологической обработки достижений физики (теория относительности, квантовая механика, принципы структурной организации материи), астрономии (формирование релятивистской космологии и проблемы объективности знаний о космосе, поиск внеземных цивилизаций и возможность установления контакта с ними), биологии, медицины и т.д.

Изучение проблем общественного развития – взаимосвязь и взаимодействие научно-технического прогресса и социального прогресса, осмысление  социальных последствий научно-технической революции, сосуществование и развитие различных социальных систем.

Изучение диалектики как теории развития (методология науки).

Философия марксизма в настоящее время в нашей стране развивается в русле важнейших достижений мировой философской культуры и общечеловеческих ценностей, приоритетными являются общечеловеческие проблемы: проблема выживания человечества в условиях ядерного противостояния, проблема самосохранения человечества и сохранения жизни перед лицом экологического кризиса, проблема сохранения и развития человеческой личности и др.

В последние годы марксистская философия в целом, как зарубежная, так и отечественная, обращается к гуманистической проблематике, освобождается от догматизма.