КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ

. Христианский тип культуры. Христианская картина мира.

  •        А . Христианство было второй их мировых религий по времени возникновения. Сейчас христианство – самая распространенная  религия на земном шаре – ее приверженцев свыше  миллиарда человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно с давних пор распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих с собой.

Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако  к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилась в стадии упадка и распада. Н а его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.

Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных и племенных верований и обычаев – синкретизм.

  • Можно с определенностью сказать, что христианство возникло как синтез иудаизма, эллинистической философии, учения стоиков и некоторых других элементов культурной жизни Римской империи. Уникальность этого синтеза состояло в том, что христианство возникло на перекрестке эпох, культур,  смогло объединить достижения духовно практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации. Сила христианства проявилось в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.

Новая религиозная система представляла собой противоречивый комплекс идей, часто даже логически не согласующихся между собой. Это объясняется во многом тем, что христианство зарождалось и возникало в ходе контактов друг с другом многих этносов и объединяло многие «модели мира», выработанные в своеобразных социально-экономических, этнических и культурных условиях.

Важную роль в становлении христианства сыграла демократичность первоначального христианства, которая проявилась прежде всего в организации общин верующих. Следует подчеркнуть, что возникновение и торжество первоначального христианства обязана идее равенства, которая была сформулирована  в сугубо религиозной форме как равенство всех людей в качестве греховных тварей перед могущественным и всемилостивым Богом. Желание равенства всегда жило в народном сознании и способствовало распространению данной религиозной системы и породило демократическую организацию раннехристианских общин с их совместными трапезами, общностью имущества, взаимопомощью и взаимоподдержкой.  В первое время существования христианства отсутствовал церковный клир, что является одним из показателей действительно демократических форм организации общинной жизни.

Христиане принимали всех, кто приходил к ним, и не скрывали своей принадлежности к новой религии. Но по мере увеличения христианских общин возникла потребность в постоянных служителях культа и управляющие имуществом. Так возникли пресвитеры (старейшины), диаконы (служители) епископы(надзиратели). Клир вскоре объявил себя единственным носителем и выразителем божественной благодати и в дальнейшем через церковное учение и церковные законы закрепил за собой эту функцию. Свою монополию на божественную благодать служители культа возводили к двенадцати апостолам – ученикам самого Иисуса Христа.

Ситуация нестабильности в Римской империи (стоицизм)

  • Сенека: “При Тиберии Цезаре обвинительные доносы стали безумием, охватившем почти все общество и погубившем в мирное время больше граждан, чем любая гражданская война. Следили за болтовней пьяниц и за простодушными шутками; все грозило опасностью; любой повод для доноса был пригоден; о результатах обвинения уже не стоило и спрашивать, он всегда был один и тот же.” (История римской литературы, М., 1959-1962, т.2, с.81) Особенно это бурно происходило на окраинах Римской империи (борьба местной и римской власти), что осложнялось разрушением традиционной, патриархально-родовой нравственности.Как следствие — проблема личного спасения, которое уже не может быть обеспечено принадлежностью к роду. Правда, при этом надо иметь ввиду, что само понятие “личность” (persona) впервые появляется только у Боэция: “Личность есть неделимая субстанция разумной природы.” (Patrologia latina, т.64, с.1343 CD)

«Гонение на христиан». Но уже римские императоры Галерий и Константин в 311 и 313 гг. легализировали христианство, уравняв его с другими религиями.  

  • Майоров Г.Г.: “…средневековые религии возникли как религии человека, человеческой — или точнее — богочеловеческой личности, как результат отчаянных поисков в тогдашнем мире социальной и моральной справедливости, как компенсация всеобщей неудовлетворенности, разуверенности и беспомощности не столько на мировоззренческие, сколько на социальные, гуманитарные и особенно моральные запросы. Эти религии возникли не из страха и не из восхищения перед природой, не из наивного поклонения ее могущественным и неразгаданным силам — так возникало язычество. Мировые же религии средних веков родились в муках безнадежной борьбы за лучшую долю в стихии добра и зла, в лоне отчаяния. Именно к ним более всего подходят слова К.Маркса о том, что религия есть “вздох угнетенной твари” (1,415). Это вздох по недостижимому в данном мире человеческому счастью, вздох сердца не находящего утешения в реальности, но все же жаждущего утешения, а поэтому готового принять любую возможность быть утешенным, пусть иллюзорно, пусть в противоречии со всей действительностью и разумом. Такое сердце готово верить в любое чудо, надеяться на грани гибели на любую помощь, даже невообразимую и сверхъестественную, готово в обстановке всеобщей вражды и безысходного зла неустанно искать и любить добро, даже если оно, это добро, благо, обитает за пределами самой жизни и самого бытия.
  • Средневековые религии, а вместе с ними вся средневековая духовность, вся культура и самая жизнь средневекового человека держится на обостренном, как никогда, моральном сознании. При этом моральное сознание в эту эпоху оказывается, выражаясь языком Гегеля, “несчастным сознанием”. Оно определяется и раскрывается в ситуации двоякого отчуждения: человек отчуждается от природы и одновременно отчужден от исторически конкретного социума.” (Этика в Средние века, М., 1986, с.3-4).

Выводы:

  • 1. Христианство выступает мировоззренческой основой европейской культуры и долгое время накладывало отпечаток на все сферы духовной и материальной  жизни.
  • 2. Христианство теоцентрично, т.е. имеет своим абсолютным центром Бога. Человеку дано как дар и задано как задача приобщение к Божественной сущности. Каждой своей мыслью и каждым своим поступком  человек служит Богу. Приближение к Богу есть спасение , вечная жизнь. Приближение к Богу есть спасение, вечная жизнь.
  • 3. Христианство принесло в культуру новый образ человека. С одной стороны человек есть образ и подобие Бога и потому может приблизиться к божественному. С другой стороны в нем живет низменное, тварное начало, он подвержен бесовским внушениям, которое расщепляет его волю. Христианин не может объяснить свою внутреннюю жизнь без понятий   благодати и бесовтсва
  • 4. Долгое время христианство определяло государственную идеологию. Так, в 11 веке общество понималось, подобно Троице, как неразделимое единство трех сословий: духовенства, рыцарей, работников. Церковь долгое время принимала активное участие в политической жизни общества.
  • 5. Христианские идеи регламентировали даже частные нормы поведения верующего. Например, верующий должен выпивать любое питье за пять глотков «по числу ран на теле Господа нашего».

Б. Христианская картина мира.

Ни одна философская и религиозная система не обходится без определенного взгляда на устройство мира и определения места человека в нем. Не ушло от этого вопроса и христианство. Все представления христианства о мироустройстве мы можем найти в Библии.

  • Ведущей философской идеей Библии является теоцентризм. По Библии Бог является основателем Вселенной, вершителем судеб человечества. Проблемы мирозданья в Библии основательно представлены в первой книге «Бытие». В этой книге раскрывается картина самого процесса сотвроения мира богом, последовательно, день за днем  создающего свет, воду и небо,  сушу, растения, небесные светила, птиц, пресмыкающих, «скотов и гадов» и зверей земных. После пяти дней творения Бог создает человека по своему подобию и только после этого на седьмой день творения «почил ото всех дел своих».
  • Господь бог создает первого человека Адама из «праха земного» для того, чтобы он господствовал над природой. Не случайно после создания Адама бог создает животных и Адам присваивает имя каждому животному. Чтобы Адам не скучал, Бог создает из ребра его женщину – Еву (жизнь).
  • По библейским представлениям, в раю, в Эдемском саду у человека было все, это был золотой век человечества, когда не нужно было думать о том, как прожить, что есть и что пить. У человека было все. Бог ввел только одно ограничение для человека – не есть плоды с древа познания (смерти?). Но черт не дремал. Дьявол подговорил Еву, обернувшись змеей, не боятся запрета и съесть злосчастное яблоко. Ев аи Адам съели яблоко с древа познания и узнали истину: они разные, они мужчина и женщина. Грехопадение совершилось. Бог отвернулся от человека, природа восстала против человека и начались злоключения человечества.
  • По Библии акт творения мира произошел в 9 часов утра 23 октября 40004 года до Р.Х. Эту дату вычислил английский архиепископ Джемс Ашшер, используя текст древнешей из Библий, которая находится в Англии, так называемая Библия короля Якова.

Основы христианского вероучения.

Вероучение христианства прошло длительный путь развития, формирования и отстаивания своих положений.

  • 1. Первые христиане верили в то, что Единый Бог Духом святым и Силою Своей помазал Иисуса из назарета, наделил его способностью творить благо. Он нес истинное учение, за что его и убили безбожники. Но Бог воскресил его на третий день после смерти и дал ему возможность явиться перед свидетелями. Итак, первые христиане верили в искупительную миссию Христа, в то, что он пострадал за людей, что вернется на землю и, чтобы установить царство божье на Земле.
  • 2. Формирование жестких, догматических основ христианства и требование соблюдения их, объясняется сложными богословскими спорами, начавшимися в 4 веке. Основные богословские споры, ереси и расколы проистекали из различного понимания и интерпретации христианского представления о Боге.
  • 3. Большую роль в выроботке основ христианского вероучения сыграли Соборы.
  • – 1 Никейский собор в 325 г. сформулировал первую часть символа веры христиан, дал определение божественности Сына  Божьего Иисуса Христа;
  • – 1 Константинопольский собор в 381 г. сформулировал вторую часть символа веры, определив божественную сущность Святого Духа;
  • – Эфесский собор (431 г.) дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии – как Божьей Матери;
  • – Халкедонский собор (451 г.) дал определение Иисуса Христа как истинного бога и истинного человека в одном лице;
  • – 2 Константинопольский собор (553 г.) подтвердил учение о едином Боге (Троице) и об Иисусе Христе;
  • – 3 Константинопольский собор (680 г.) подтвердил человеческую сущность Иисуса Христа через признание его  человеческой воли и действий;
  • – « Никейский собор (787 г.) провозгласил икону истинным выражением христианской веры.

Внутренняя жизнь христианства, внутрицерковные отношения отражали и ход политической истории. Политическое и культурное разделение Римской империи  на Запад и Восток  в 4 веке привело и к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе в связи с упадком и упразднением власти императора – выросла роль церкви. На Востоке, где сохранилась империя, патриархи церквей (константинопольской, антиохийской, александрийской и иерусалимской) не могли получить такой власти.  Организационные и догматические расхождения между восточной и западной церквями, отразившие политическую борьбу, постепенно накапливались и привели в 1054 г. к разрыву.

Догматические расхождения.

  • 1. Догмат западной церкви об исхождении святого духа от бога-отца и от бога-сына в отличие от догмата восточной церкви, которая признает исхождение  святого духа только от бога-отца.
  • 2. Учение католической церкви о «сверхдолжных заслугах» святых перед богом.
  • 3. Практика индульгенция – отпущение грехов.
  • 4. Учение о чистилище, где грешные души горят в пламени и очищаются, чтобы потом попасть в рай.
  • 5. Учение о непорочном зачатии девы Марии.(1854).
  • Догмат о непогрешимости папы в делах веры (1870).

Обрядовые особенности.

       Крещение обливанием (вместо православного погружения); миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетним; причащение мирян только хлебом (вино в католицизме причащаются только священники); пресный хлеб для причастия ; крестное знамение пятью пальцами; употребление латинского языка в молении и т.д.

Канонические отличия.

Безбрачие всех священников ( в православии только монашества); недопущение выхода из святого сана; институт кардиналов; первенство папы; признание 21 ( а не 7 вселенских соборов); запрещениемирянам толковать библию, нерасторжимость брака и т.д.

2. Ценностные ориентации христианства.

  • Рассматривая вопрос о ценностных ориентациях христианства, мы обратимся к прежде всего к этическим вопросам на примере Ветхого и Нового Завета. В отношении общественной морали христианство пошло дальше по сравнению с  примитивной моралью древних религий; но оно было шагом назад по сравнению с этикой, например, стоиков. С культурной точки зрения христианское вероучение, приноровленное к уровню понимания широких масс, стояло неизмеримо ниже античной культуры с ее основаниями наук, утонченной философией, высокохудожественными памятниками культуры. Господство христианской идеологии, с ее верой в чудеса и пророчества, с ее пренебрежением к изучению окружающего мира, вполне соответствовало  в начале тысячелетия тому общему культурному упадку, которое наступило с падением античной цивилизации.

Христианство предложило новые ценности и идеалы, а главное – более тонкий механизм регуляции поведения. Его ценностные новации можно представить следующим образом.

  1. Христианская мораль обращена к личности апеллирует к совести каждого, что сделало ее привлекательной религией для широкого круга людей.
  2. Предписания к поведению человека опираются не столько на социальные традиции, сколько на религиозную идею в душе каждого. Это позволяет преобразовать индивидуальную личностную систему и противостоять деформирующим воздействиям извне.
  3. 3. Главным мотивом деятельности провозглашается любовь (к ближнему и к Богу). «Возлюби ближнего своего как самого себя». Этот принцип был сформулирован апостолом Павлом. Именно Павлом формулируются и главные добродетели — вера, надежда, любовь, среди которых любовь есть совокупность совершенства. Любовь Павел трактует как агапе. Источником этого было греческое агапе – товарищество на погребальных церемониях и в благотворительных трапезах вскладчину (которые получили распространение и в иудейских общинах), на которых беднейшие и постоянно голодающие члены общины могли раз в неделю поесть досыта и не просить милостыню.  Принцип агапе в паулинизме означает взаимную помощь, братскую любовь, милосердие, товарищество и мистическое единение.
  4. 4. Христианская мораль уравнивает перед лицом бога всех, невзирая на национальность, богатство и социальное положение, знатность. Нравственное равноправие – аксиома для христианства.
  5. 5. В лице Иисуса Христа человечество создало нравственный образец очень высокого порядка Разрозненные добродетели соединились и воплотились  в целостном образе, ориентация на который не сводилась к выполнению набора заповедей, пусть даже очень замечательных.

Библия (Евангелие) как источник христианских ценностей.

     Мы будем относится к Библии как к памятнику человеческой культуры, оказавшему значительное влияние на историю человечества и развития нравственности, а, следовательно, и этики.

  • Библия (как и большинство канонических текстов любой религии) есть собрание достаточно разнородных текстов, что создает возможность для различного рода интерпретаций, закрепляемых в исторически складывающихся конфессиях.
  • В связи с этим, Библия будет рассматриваться не с теологической точки зрения (различные христологические, конфессиональные, обрядовые и пр. споры), а именно как идейный (правда, не имеющий рационально- теоретической формы) источник христианских нравственных ценностей. При этом, нужно достаточно четко осознавать, что истинного христианства в принципе не существует, ибо каждая конфессия, в силу особеннностей религиозного сознания, рассматривает именно свою версию истолкования Библии в качестве единственно истинной.
  • Для понимания сложности и противоречивости процесса рациональной интерпретации христианских ценностей необходимо учитывать, что христианство является религией откровения, т.е. она как бы изначально не имеет возможности рационального (хотя бы в смысле непротиворечивого и согласованного со здравым смыслом жизненной практики человека) истолкования и обоснования.

Ветхий Завет.

Для формирования и становления христианских ценностей в Ветхом завете  существенными являются  три момента (не считая мифа о сотворении мира и человека единым богом, что было принципиальным для всех аспектов христианского вероучения):

1.Миф о грехопадении.

Библейский сюжет об изгнании человека из рая, которое произошло через искушение человека “змием” (в последующей христианской трактовке — дьяволом).

Произошло это как следствие того, что человек, будучи морально невинным существом, нарушил волю бога, и отведал плода (яблока?) от древа познания.

Этим он нарушил не просто божественную заповедь, которая была явным образом сформулирована богом, более того, было обозначено наказание в виде смерти.

Существенным оказывается и мотив, по которому произошло это нарушение, а именно:

Человек вознамерился стать подобным богу (впоследствии в христианстве: смертельный и самый страшный грех — грех гордыни). Аналогично — Вавилонское столпотворение.

“И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло.” (Бытие, 3, 4-5)

Так и произошло, что было признано самим богом:

“И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло.” (Бытие, 3, 22)

За что человек был проклят богом, и обречен жить во грехе земной жизни.

2.Связанный с грехопадением миф о Мессии, через которого осуществится возвращение человека в рай.

Здесь существенным оказывается то, что человек в результате грехопадения оказался изгнанным из рая, но имеющим некий шанс на возврат в него, а, соответственно, и на возвращение в лоно бога, от которого он был отлучен, что является истинной причиной всех человеческих страданий и бедствий.

Возврат (т.е., в конечном счете, прощение богом человеческого первородного греха, а, следовательно, и всех его грехов) будет осуществляться через некоего посланника бога — Мессию, который должен принести людям прощение, снятие всех грехов и спасение от тягот и забот земной жизни.

Правда, нужно отметить, что в ветхозаветном варианте, это будет, говоря современным языком, “рай на земле”, ибо подлинный, божественный, небесный рай человеку уже не принципиально недоступен (только в христианстве это было трансформировано в идею возврата в тот самый рай).

Согласно Ветхому Завету добродетель вознаграждается богом в этом мире, добродетельный человек находится под непосредственным покровительством бога и имеет успехи во всех своих делах: богатство, слава, почет, любовь, уважение и т.д.

3.Законы Моисея, которые могут быть разделены на две части:

Заповеди Моисея отражают все то ценное, что было накоплено человечеством в области нравственных отношений и оказали гуманизирующее влияние на духовное становление человека

а)Десять заповедей (Исход, 20, 2-17) (так же и Второзаконие 5);

  • (1) “Я Господь твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • (2)Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им, ибо Я господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящих меня и соблюдающим заповеди Мои.
  • (3)Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без всякого наказания того, кто произносит имя его напрасно.
  • (4)Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в [в них] всякие дела твои, а в день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол, твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  • (5) Почитай отца своего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  • (6)Не убивай.
  • (7) Не прелюбодействуй.
  • (8) Не кради.
  • (9)Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • (10) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.”

Первые две заповеди постулируют культ единого, трансцендентального и неантропоморфного бога (проблема богоподобия человека (???) в христианстве), как следствие — осуждаются языческое идолопоклонничество, исключается любая веротерпимость.

При этом именно религиозность выдвигается в качестве основного момента жизненной, а, следовательно, нравственной позиции человека.

  • Декалог (Десять заповедей — Ten Commandments) предписывают человеку любить и поклоняться богу.
  • Соответственно, человек оценивается по его благочестию (религиозности), что выражается в неукоснительном и буквальном исполнении всех заповедей, которые есть высшая, в том числе и этическая, мудрость.

Третья заповедь имеет два смысловых значения:

А) направлена против сведения божественного нравственного завета к повседневной нравственно- практической жизни, что умаляет величие и значение бога;

Б) не апеллировать к богу как к свидетелю на суде.

Четвертая — испытание религиозного благочестия.

Пятая — выражение патриархальной, родовой нравственности.

Шестая, седьмая, восьмая и десятая не нуждаются в особых комментариях, кроме того, что речь они распространялись только внутри народа Израиля, но не вне его (то есть распространяется только на ближних).

Косвенным подтверждением этого (хотя далее это будет видно из остального текста Второзакония) служит девятая заповедь (именно в ней и в десятой заповеди упомянут ближний), которая может вызвать некоторый интерес интерпретации.

Почему “не лжесвидетельствуй“, а не “не лги“?

Дело в том, что по еврейским законам, достаточно было двух свидетелей, чтобы подтвердить то, что человек отвергает религиозные догмы и занимается богохульством, как его приговаривали к смертной казни.

В связи с этим, подкуп свидетелей был настолько распространенным явлением, что требование “не лжесвидетельствуй” вошел в список главных божественных заповедей.

Поэтому, в рамках ветхозаветной морали, требование “не лги” было слабой формой императива “не лжесвидетельствуй” (в современной морали — наоборот)

Естественно, поскольку речь шла о проблемах веры в иудейского бога, то этот принцип распространялся только на “ближних” по вере.

То же относилось и к краже, хотя этот принцип был сформулирован и в общем виде (8-я заповедь)

Б) свод законов и ритуальных предписаний, некий морально-юридический кодекс иудеев, регламентирующий их правовые отношения.

Левит + Второзаконие построены по принципу трибальной нравственности (кровная месть (в отличии от “заветного” принципа “не убий” здесь описано свыше 100 случаев, когда убийство не только возможно, но даже необходимо), родовой имущественный принцип и т.д., что видно и в самих десяти заповедях)

Само содержание законов тщательно регламентирует все действия человека, каждый его шаг.

Среди решаемых вопросов: неизвестное убийство, раздел имущества при многоженстве, проблема буйных сыновей, имущественные права на заблудившихся животных и на потерянные вещи, проблема блуда, насилия, законы о евнухах и незаконнорожденных, о мужеложстве, ростовщичество, развод, проказа, вмешательство в драку, неправильные гири и т.д.

Нужно отметить, что по содержанию, эти законы, регламентирующие социально- хозяйственную жизнь патриархального общества, являются выражением образа жизни оседлого народа, хотя, согласно самому библейскому мифу, предназначался народу- скитальцу, еще только идущему на “землю обетованную”.

Но при этом существенным оказывается то, что исполнение этих законов есть, в конечном счете, выражение подчинения человека (народа Израиля) богу, за что он находится под его покровительством (“мышцею” — как это сформулировано в самом Ветхом Завете).

Договорной характер отношений бога и человека.

В случае, если народ Израиля будет беспрекословно слушаться бога (а в идеале, даже бояться: страх божий (т.е. перед богом) есть один из существенных мотивов ветхозаветного религиозного сознания), то в качестве награды, ему будет даровано счастье “рая на земле”.

Он даст и землю, и урожай, и богатство и т.д., только будь верен ему и не нарушай договора.

Более того, ради народа, который поклоняется ему, он готов отнять это богатство у других:

“…когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и садами, которых ты не садил, и будешь ты есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое] не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства”. (Втор. 6, 10-12)

Бог даже готов уничтожить другие народы, чтобы обеспечить счастье своим почитателям.

Господа, Бога твоего бойся, и ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись

Новый Завет

  • Основные моральные положения христианства сосредоточены в Нагорной проповеди.
  • “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.” (Мф., 5, 3-12)

М.Малерб: “Каждая из этих фраз дает рецепт счастья, но такого счастья, которое невозможно на этой Земле. Чтобы видеть Бога, чтобы разделить бесконечное счастье по Его мере, не надо ни платить пошлину, ни сдавать экзамен: нужно лишь прожить свою жизнь в любви к справедливости и миру, в духе счастья и бедности.” (Религии человечества. М.- СПб, 1997, с.91)

Для того, чтобы адекватно понять нравственный смысл Нагорной проповеди необходимо учитывать, что Христос представлялся в виде Мессии, пришедшего спасти человечество от ужасов земной жизни и искупить их грехи, прежде всего первородный грех.

Соответственно, одной из центральных в христианстве оказывается идея спасения, прежде всего спасения от мира, от существующих в нем бедствий.

Но поскольку смерть Христа не уничтожила бедствий, то оказывается, что подлинное спасение возможно только после смерти.

“Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам: не пройдет род сей, как все это будет; небо и земля перейдут, но слова Мои не перейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими [В.П.], и чтобы день не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех бедствий и предстать пред Сына Человеческого” (Лк. 21, 32-36)

“Никто не может служить двум господам: ибо одного он будет ненавидеть, а другого любить; или другому станет усердствовать а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне. Посему говорю вам не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться, Душа не больше ли пищи, и тело одежды( Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный их питает. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может себе прибавить росту хотя один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них,; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде сего Царства Божия и правды его, и все это приложится к вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого своей заботы” (Мф. 6, 24-34)

А поскольку Христос есть Мессия, пришедший возвестить приближающийся конец света, то собственно этика христианства есть этика ожидания этого конца, при котором не нужны будут никакие земные блага.

“Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.” (Матф. 24, 42)

“Продавайте имения ваши и давайте милостыню” (Лк. 12, 33)

“Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать; и: люби ближнего как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мной.” (Мф. 19, 17-22)

Это так же видно в основной христианкой молитве — “Отче наш”

М.Малерб: “Отче наш (все мы — братья и дети Божьи), сущий на небесах (мы не должны искать Его в каком-то человеке)! Да святится имя Твое (Бог другой по своей природе, и мы должны это признавать); да придет Царствие твое (мы хотим полного триумфа Господа — мир не неизменен); да будет воля твоя и на земле и на небе (мы должны вносить вклад в дело Господне, следуя Его воле). Хлеб наш насущный дай нам на сей день (при всей нашей науке мы все равно зависим от Бога); и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (наше отношение к другим может повлиять на отношение Бога к нам); и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого (наша свобода должна быть направляема богом).” (Мат. 6, 9-13; Религии человечества, М.- СПб, 1997, с.90)

Но так же в христианстве звучит и мотив разрушения традиционных родовых связей, патриархальной нравственности, освященной традицией предков.

“И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, то не достоин Меня.” (Мф. 10, 36-39)

“…если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а потом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;… Так всякий из вас, кто не отрешиться от всего, что имеет не может быть моим учеником.” (Лк, 14, 26-34)

Таким образом, моральный закон в христианстве, данный людям через заповеди и учение Христа оказывается выше всех земных законов и взаимосвязей, всего того, что обеспечивает человеческую жизнедеятельность, доходящей порой не только до неприятия, но и до ненависти ко всему земному и человеческому.

Нужно отметить, что ожидание конца света и страшного суда был и есть одним из основных мотивов всей истории христианства, но жить в постоянном ожидании конца света невозможно, поэтому церкви пришлось адаптировать этику христианства к реальной жизни, а подобного рода стремления и объявлять ересью.

Проблема функциональности христианской морали: проповедуемое в ней отрешение от мира (аскетизм) невозможно осуществить в масштабе всего человечества, то есть идеалом нравственного поведения оказываются люди, живущие по противообычным законам, то есть для большинства людей нравственная жизнь оказывается принципиально недоступной.

Например, жизнь за счет милости, но кто эту милостыню должен создать?

Следовательно, подлинно нравственная жизнь в христианстве оказывалась жизнью за чужой счет.

Противоречия христианской морали: проблема воздаяния.

С одной стороны: Заповеди в христианстве имеют юридически-договорной характер. Большинство сюжетов в Евангелиях построено по принципу “силы веры” (нещадно эксплуатируемый на протяжении всей истории христианства): “Верь в меня и ты избавишься от страданий” (типичным является канонический пример с воскрешением Лазаря).

Своей верой человек попадает как бы в другое измерение, где земные законы не действуют, а действует только заповеданный Христом принцип всеобщей любви. И в этом мире нет никаких наград и наказаний.

Именно в таком, божественном и нечеловеческом, мире возможна этика всепрощения, которая противоречит традиционной трибальной морали (око за око, зуб за зуб, а так же привязанности к народам: христианство — интернациональная религия, проповедующая соответствующую мораль).

Этот момент, а так же попытка построения морали без ориентации на награды и наказания является действительно революционным поворотом в истории этических учений, а последующее усиление подобной интерпретации нравственности выступает одной из существенных причин того, что мораль, выраженная в христианстве, остается притягательной до сих пор.

И мораль в христианстве является личным делом каждого, не определяемая никакими внешними обстоятельствами, то есть чисто мотивационная этика:

“…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем.” (Мат., 5, 28)

Внутренний мотив важнее практического действия: (Источник инквизиции)

С другой стороны: таким образом нравственность вообще изгоняется из земной жизни и перестает быть делом человеческим.

Бог есть единственный судья всех, в том числе и нравственных, человеческих действий.

“Не судите, да не судимы будете…” (Мат. 7, 1)

Кроме того, само заключение договора с богом делается ради чего-то (в христианстве — ради личного спасения), то есть в расчете на награду и наказание.

Но в этом случае, человек живет не по заповедям, а в расчете на воздаяние.

И это так же находит свое отражение в Библии.

“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мат. 6, 6)

Таким образом формируется изначальный дуализм христианской морали, который был сосредоточен в целом ряде взаимосвязанных дихотомий: души и тела, веры и разума, божественного провиденциализма и свободы воли, клира и мира, царства божьего и царства земного,

3. Протестантская версия христианства.

В начале 16 века в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное по существу движение, направленное против феодальных отношений и его церковного выражения католицизма, против власти Римского папы. Это движение получило название Реформация. Реформация создала целый ряд протестантских церквей, отделившихся от римской церкви. Главными протестантскими церквями являются:

  • – лютеранство, получившее господство в Германии и Скандинавии,
  • – кальвинизм – в Швейцарии и Нидерландах,
  • – пресвитерианство  – в Шотландии,
  • – англиканизм (епископальная церковь) – в Англии.
  • Основные отличия протестантизма от православия и католицизма касаются следующих положений:
  • – отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопросах веры и церковной  организации;
  • – своеобразный подход к пониманию учения о спасении;
  • – отказ от почитания святых;
  • – отказ от таинства священства;
  • – своеобразие понимания и практики причастия (евхаристия);
  • – особенности крещения и миропомазания;
  • – отказ от таинства покаяния;
  • – отказ от почитания креста, икон и святых мощей;
  • – отвержение церковной иерархии;
  • – отказ от молитв за умерших.

Все эти принципы были направлены против могущественного аппарата католической церкви и феодальной власти. Протестантизм перенес центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность