История медицины как наука

История медицины как наука 

1. История медицины как наука (ее задачи, цели, методы исследования). Источники изучения истории медицины. Периодизация истории медицины.

История медицины как наука и предмет преподавания играет важную роль в системе подготовки врача, формировании прогрессивного научного мировоззрения, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Являясь составной частью всемирной истории науки и культуры, история медицины отражает развитие логики и научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, дает критерии для правильной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения.

Изучение истории медицины приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения.

История медицины ― наука о развитии медицинских знаний и деятельности ученых в области медицины в соответствии с развитием человеческого общества.

Основные задачи преподавания истории медицины:

  • ― раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности;
  • ― продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества;
  • ― показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
  • ― познакомить с историей и основными положениями врачебной этики в различных странах.

История медицины состоит из 2-х разделов: частной истории медицины и общей.

Предметом изучения истории медицины является исторический источник, содержащий информацию о медицинских знаниях и умениях: письменные, вещественные, устные, лингвистические, этнографические, кино-, фото-, фонодокументы, электронные носители информации. Вы можете получить навыки работы с письменными первоисточниками, изучая труды ученых и врачей, историко-медицинские документы, выполняя факультативно студенческую научную работу на основе опубликованных (работа в библиотеке) и архивных (работа в архиве) материалов с последующим выступлением на научно- практических конференциях и опубликованием собственных научных трудов.

Изучается история медицины в соответствии с принятой в современной исторической науке периодизацией всемирной истории, т.е. по следующим разделам:

  1. 1. Первобытное общество (около 2 млн. лет назад ― 4-е тысячелетие до н.э.
  2. 2. Древний мир (5-е тысячелетие до н.э. ― середина 1-го тысячелетия н.э.).
  3. 3. Средние века (476 год ― середина XVII в.).
  4. 4. Новое время ( середина XVII ― начало XX вв).
  5. 5. Новейшее время (1918 год ― начало XXI в.).

Общая периодизация медицины Беларуси:

  1.  Медицина Древнебелорусских государств.
  2.  Медицина Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
  3.  Медицина Белоруссии в составе Российской империи.
  4.  Медицина БССР.
  5.  Медицина Беларусь.

2. Вклад в развитие медицины ученых Древнего мира Гиппократа и К.Галена.

Дошедшие до нас достоверные све­дения о жизни Гиппократа весьма ог­раничены. Известно, что Гиппократ родился на о. Кос в первый год 20-й Олимпиады. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия, являясь его семнадцатым потомком. По матери, которую звали Фенарета, Гиппократ происходил из знатного рода Гераклидов (т.е. потомков Геракла). Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Умер около 370 г. до н.э.

Однако в дошедших до нас трудах его выдающихся современников несколько раз встречается упоминание имени Гиппократа: дважды в диалогах Платона   (427 — 347 гг. до н.э.), однажды у Диокла из Каристы (IV в. до н.э.) и у Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.).

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегреческих врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одного текста, где бы значилось авторство Гиппократа.

Первоначально знания передавались устно. Анонимность первых древнегреческих медицинских текстов можно объяс­нить тем обстоятельством, что вначале они составлялись как бы «для домаш­него пользования» и автора просто «знали в лицо».

Первый сборник древнегреческих медицинских сочинений был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III в. до н.э. Около 280 г. до н.э., т.е. много десятилетий спустя после смерти Гиппократа, все  безымянные (анонимные) медицинские тексты были объединены в один каталог и составили единое собрание. В честь легендарного врача Древней Греции его назвали «Гиппократов сборник». Какие труды этого сборника могут принадлежать Гиппократу, до сих пор неясно. «Едва ли найдется два—три сочинения, на которых можно было бы с абсолютной уверенностью выставить имя Гиппократа, ибо этим именем соб­ственно не обозначено ни одно из них.

«Афоризмы». В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внут­ренних болезней, хирургии и родовспо­можению. Это, пожалуй, единственное произведение «Гиппократова сборника», которое большинством исследователей признается как подлинное сочине­ние Гиппократа.

В сочинении «О вправле­нии суставов» описана «скамья (Гиппократа)» — рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии.

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачеб­ной этике это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном пове­дении» и «Наставления». По единодушному мнению исследователей, ни одно из этих произведений не принадлежит Гиппократу.

«Клятва» занимает особое место в «Гиппократовом сборнике». Время ее со­здания не известно. В устной форме врачебная клятва переходила из рода в род, от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа.

В III в. до н.э. в Александрийской библиотеке клятва была впервые литера­турно оформлена и вошла в «Гиппократов сборник», позднее в широких кру­гах ее стали называть в честь Гиппократа (его именем).

Клятва

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это ис­кусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого догово­ра; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновь­ям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинс­кому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому проси­мого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занима­ющимся этим делом. Б какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с жен­щинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении— а также и без лечения— я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающе­му ложную

Итак, «Гиппократов сборник» не является собранием сочинений Гиппок­рата, а «Клятва» древнегреческих врачей не принадлежит его перу.

Как это ни грустно, но Гиппократ — это в значительной степени прекрас­ная и благородная легенда Древней Эллады.

Итак, Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячеле­тий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Гален – врач Древнего мира из Пергама, грек.  В возрасте 14 лет начал занятия в философской школе. С 16 лет был направлен для обучения медицине.

В отличие от Гиппократа, при жиз­ни которого на его родном острове еще не было асклепейона, Гален работал в Пергамском асклепейоне.

Согласно последним данным Гален признается автором более чем 434 работ по медицине, из которых 350 аутентичны (т.е. во многом схожи). Классическое издание трудов Галена содержит 133 трактата. Важнейшие среди них «О назначении частей человеческого тела», «Об анатомии…», «Терапевтические методы» «О больнь частях тела», «О составе лекарств…», а также 16-томное сочинение о пульсе.

Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных сил, ко­торые образуются в результате превращений пневмы: нервы несут «душевную силу», печень дает крови «естественную силу», а пульс возникает под действием «пульсирующей силы».

Гален анатомиро­вал овец, свиней, собак, копытных, обезьян (описан случай изучения сердца слона); часто производил вивисекции. Гален был знаком с поверхностной анатомией человеческого тела и строе­нием костного скелета. Однако о строении внутренних частей человеческого пела он имел весьма отдаленные представления. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он автоматически переносил на ана­томию человека. В трактате «Об анатомии мышц» им описаны мышцы среди которых есть такие, которые отсутствуют у человека и существуют лишь у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся врач и анатом эпохи Возрождения Андреас Везалий.

В трактате «О назначении частей человеческого тела» строение    систем организма — костей, мышц, связок, внутренних органов.

Открыв сплетение нервов и сосудов у основания черепа свиньи, он заключил, что в артериях этой части мозга так называемая «жизненная пневмя превращается в «психическую пневму» мозга.

Гален детально описал анатомическое строение сердца. Перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как у плода). Представление Галена о проницаемости сердечной перегородки для основной массы крови предполагало движение крови вспять и исключало возможность ее обращения в орга­низме в одном направлении, т.е. кругообразно.

Вершиной философской концепции Галена стало его учение о пульсе.

Однако его понимание пульсации значительно отличается от современ­ных представлений.

В трудах по анатомии Гален описал ряд хирургических операций на живот­ных: вскрытие грудной клетки, резекцию ребра, рассечение головного мозга, перевязку больших кровеносных сосудов с использованием шелковых нитей или перекручиванием сосудов.

Ощутим его вклад в становление фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых механической и физико-химической обработкой природного сы­рья (по его предложению), до настоящего времени носит название «галеновы препараты» (термин, введенный Парацельсом, 1493 — 1541 гг.).

Труды Галена в течение 15 веков были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе.