ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА И НОВОЕ ВРЕМЯ

А) Новоевропейская культура 17 в.

  • Для Европы новое время (17-19вв.) – единый пространственно-временной континуум культуры. У него единый базис – буржуазный способ производства, единый ориентир – развитие человеческой индивидуальности. Новое время (во всяком случае до середины 19 в.) – время восходящего развития современной, промышленной цивилизации. Этому соответствует – по преимуществу – рационалистический тип европейского сознания.

Итак, 17 век – эпоха зарождения, становления рационализма; 18 век – век Просвещения, когда рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта – «третьего  сословия» и его выдающихся идеологов; 19 столетие характеризуется как век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно.

  1. 1. Для Западной Европы 17 век – это время становления капитализма, предпосылкой чему были  великие географические открытия 15 – 16 вв, освоение европейской метрополией практически всех частей света. Далеко в прошлое ушел античный образ жизни. Основанный на полисной социальной и политической структуре, созерцательном отношении к миру. Сламывалась, преодолевалась средневековая натуральная система хозяйства, жесткая сословная иерархия.
  2. 2. Важнейшую роль в появлении, утверждении новых идей и чувств, сменивших аскетическое мироощущение средневековья в целом, сыграли массовые народные движения эпохи позднего феодализма и Реформации, которые можно рассматривать как пролог буржуазных революций 17 – 18 вв.
  3. 3. Складывались нации, вместе с ними – национальные отношения, национальные отношения, национальные государства и национальные культуры.
  4.             4. Буржуазный способ производства, изобретение мануфактуры, а затем и промышленности, преодоление патриархальных и феодальных форм хозяйствования означали колоссальный  шаг человечества в развитии его сущностных, творческих сил,  в увеличении его власти над миром.
  5. 5. Раннебуржуазная культура отличается от культуры развитого капитализма, тем более от современного нам общества. 17 век не знал еще мировых войн, не знал еще порабощающей власти отчуждения, глобальных последствий антигуманного развития техники. Мироощущение, миросозерцание эпохи Декарта и Спинозы, Ньютона и Лейбница, Рембрандта и Рубенса, Мильтона и Мольера – оптимистично, проникнуто верой в возможность  разумного переустройства и совершенствования мира. Жестокость века: войны и междоусобицы, голод и эпидемии, насилие и кровь – не меняли доминирующей мажорной тональности времени.
  6. 6. В жизнь европейца 17 века стремительно вошла наука как особый социальный институт, естественное и необходимое  условие нормального функционирования и развития всей системы общественного производства. Государство принимало на себя все большую и большую часть забот об этом виде деятельности. Из затворника- одиночки, каковым был исследователь природы во времена Фауста (15 в.), естествоиспытатель 17 в. становился уже «легальной» фигурой в обществе, хотя его отношения с государством и церковью оставались сложными. Научное знание поднимало на качественно иной уровень систему общественного сознания в целом.
  7. 7. Научная революция 17 в. отличалась небывалой силой и стремительностью. Она началась в математике и механике, объединив в себе два ствола научного знания: аксиоматически-дедуктивное и опытное (экспериментальное).  Эксперимент, как орудие и метод познания, принципиально отличает современную науку от античной и средневековой форм теоретического знания.  Научная революция 17 века и предшествующие ей великие географические открытия 15 – 16 вв., широко раздвинули перед человеком горизонты пространства и времени. Уже в середине 17 века пространство и время стало особым и очень важным теоретическим объектом науки и философии (Ньютон, Лейбниц, Кларк).
  8. 8. Становление науки, постепенно все более плотное вхождение ее в ткань общественной жизни лишь завершило собой формирование рационализма как отличительной черты и образа жизни человека нового времени. Рационализм входит в массовое сознание. В массовом понимании рационализм обнаружил себя в преобладании здравого смысла над авторитарным догматизмом и мистическим упованием на сверхъестественное, что было характерно для средневековья. Основными чертами ранненовоевропейскго рационализма такие постулаты как гармоничностьцелесообразность всех событий и явлений мира и прагматизм.
  9. 9. Новоевропейская культура не было атеистической. Христианская религия и церковь как до, так и после Реформации отнюдь не  теряли и не ослабляли своих позиций. Они играли существенную и даже все возрастающую роль – и не только в духовной, но и в общественной, политической жизни. Можно сказать, что религия из сферы личной жизни переместилась в сферу жизни государственной, гражданской,  а на уровне теоретического сознания, взаимодействую с философией и наукой, деформировалась в компромиссные формы (пантеизм и деизм).
  10. 10.  В социальной сфере происходила резкая поляризация классов, которая привела к поляризации и культуры. Дворянская этика, выродилась в этикет – сложную, разработанную до деталей систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных для общения с лицами своего, аристократического круга. Искусство этикета было не менее, а более важным отличительным признаком аристократа, чем любые юридические документы, сословную принадлежность.
  11. 11.  Европейская цивилизация вырывалась вперед за счет откровенного грабежа других народов мира, в том числе народов с древнейшей историей и культурой. (Индия, Китай, Мексика). Высокомерие европейцев, переросшее в европоцентризм, забывших, что и своим культурным развитием они во многом обязаны другим народам (например, арабам), ограничивало прежде всего саму европейскую просвещенность и образованность. Открывая материки и страны, осваивая новые территории экономически, Европа не изучала их духовно – и это тоже черта века.

Б) Особенности художественной культуры 17 в.

Художественная культура 17 века представляет собой интерес с точки зрения великих стилей, через которые осуществлялось самовыражение основополагающих идей времени. Речь идет о барокко и классицизме.   По своим социальным функциям эти стили оказалось средством прославления католической церкви и королевской абсолютной власти. Если достижения классицизма связаны в основном с литературой и театром, то барокко нашло свое выражение в архитектуре и скульптуре.

Классицизм отразил всю безмерность уважения нового времени к гармоничности и соразмерности искусства Греции, и представляло собой продолжение традиции мастеров  Возрождения. Следование канонам классики стало для этого стиля основой творчества. Как самостоятельное  это направление сложилось в 17 веке под влиянием рационалистической традиции в философии Нового времени, согласно которой мир устроен логично, соразмерно разуму, а потому постижим  с помощью разума. В частности Р. Декарт полагал, что художественное творчество должно подчиняться разуму, произведение должно иметь ясную внутреннюю структуру; задача художника – убеждать силой мысли, а не воздействовать на чувства.

Теоретиком французского классицизма стал Никола Буало, написавший трактат «Поэтическое искусство» («Будь проклято то великолепие, в котором нет ясности»). В нем эстетическим идеалом было провозглашено античное искусство, рекомендовалось следовать сюжетам греческой мифологии, ибо в ней отражена жизнь в ее идеальном облике. Термин «классицизм» означает «образцовый стиль», который приписывался античной культуре. Стиль произведения должен быть высоким и изящным, простым и строгим. В соответствии с рационалистической установкой Буало полагал, что в искусстве фантазия и чувства должны быть подчинены разуму.

Драматургия. Характер героя в классическом произведении рассматривался как неизменный и лишенный индивидуальных черт. Каждый персонаж должен быть целостным воплощением каких-то качеств, быть законченным злодеем, либо примером добродетели. Еще одним признаком классического стиля стал принцип единства места, времени и действия, который особо строго прослеживался в драматическом искусстве Франции: все совершающееся в пьесе должно укладываться в одни сутки, происходить в одном и том же месте и не допускать каких-либо отклонений от основной линии сюжета.  Большой вклад в создание пьес в духе классицизма внесли Пьер Корнель (трагедия «Сид»), Жан Расин («Федра»), Жан Батист Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Плутни Скалена», «Скупой»).

В живописи на первое место вышли исторические или мифологические  темы. Далее по значимости – пейзаж, портрет, натюрморт. В духе классицизма работали живописцы Никола Пуссен («Царство Флоры», «Аркадские пастухи»), Клод Лоррен (работал только в жанре пейзажа). Что касается архитектуры, то в стиле классицизма построен дворцовый ансамбль Во-ле –Виконт (архитектор Луи Лево).

Целью искусства классицизма считалось воспитание, формирование правильного отношения к действительности, которое заключается в том, что разум и моральный закон должны обуздать страсти индивида и направить его к исполнению универсальных законов жизни. Искусство того времени существовало  по преимуществу как придворное искусство, классицизм своим расцветом во многом обязан правлению французского короля Людовика 14 и его любовью к украшению своего двора.

Барокко – еще одно художественное направление 17 века, широко распространенное в Италии и в России (в ней работали итальянские архитекторы). Название происходит от понятия «жемчужина неправильной формы» (Якоб Буркхард 19 в), таким образом, подразумевается, что барокко – это нечто вычурное. Барокко в 19 веке стали считать как пример упадка красоты и хорошего вкуса. Поэтому, иногда полагают, что в каждой культуре есть свое барокко, упадок, тяготение к странным фрмам в ущерб содержанию (к нему относят архитектуру Римской империи 3 – 4 вв.; позднюю готику; знаменитую Сикстинскую капеллу).

Барокко – очевидная антитеза классицизму: цель искусства – создать чудесное и поражающее, необычное и фантастическое. Искусство противно науке, оно зиждется не на разуме, а на вдохновении, игре воображения. Из всех интеллектуальных способностей ближе к искусству стоит остроумие, т.е. не гармоничный и логичный разум, а изощренный, соединяющий несоединяемое.    К художественным  приемам барокко относится метафора, иносказание, эмблема; этот стиль позволяет изображать гротескное и даже безобразное, смешивает различные приемы изобразительности.

Барокко выдвинул идею синтеза искусств, главным достижением которого стало широкое распространение и увлечение музыкой. В музыке стремились воплотить душевные переживания человека. Формируется новый музыкальный жанр – опера. Начало было положено «Камератой» – объединением поэтов и музыкантов, стремившихся возродить античную трагедию и воплотить ее черты в новом театрально-музыкальном жанре. Опера – вид театрального искусства, сочетающий инструментальную музыку, сольное и ансамблевое пение с элементами драматического  действия и декорациями. Первое публичное представление оперы состоялось в дни празднеств по случаю бракосочетания французского короля Генриха 4 и Марии Медичи во Флоренции. Это была «Эвридика» Я. Пери и Д. Ринуччи. После Клаудио Монтеверди создает свои оперы «Орфей»,  «Ариадна», «Коронация Поппеи». В Венеции, а позднее и в Неаполе открываются первые публичные оперные театры.

Популярными становятся и две формы инструментальной музыки – концерт и соната. «Большие концерты» для оркестров (кончерци гросси) писались Корелли, Антонии Вивальди.

Именно теоретики барокко выдвинули идею, что архитектура – это застывшая музыка, а художники практиковали  создание архитектурных иллюзий живописными средствами. В целом искусство барокко отличается пышностью и декоративностью, замысловатостью и страстностью выражения. Большую роль приобрели изощренные украшения (лепнина, вазоны, скульптура). Пространство помещений илююзорно расширялось благодаря игре светотени. Широко применялись зеркала для создания иллюзии бесконечного пространства. Прекрасной демонстрацией синтеза искусств стало творчество Джованни Лоренцо Бернини, построившего и оформившего  многие здания в Ватикане (Собор Святого Петра), церковь Санта-Мария дела Виттория в Риме со знаменитой скульптурной группой Экстаз св. Терезы.

В живописи широкое распространение получает парадный портрет. Каждый европейский монарх желал иметь свой портрет. Начиная с середины 17 века о живописце стали судить в первую очередь по тому, какой он портретист, и в качестве портретиста приглашают на службу.

Италия – Микеланджело Меризи да Караваджо «Смерть Марии», «Юноша с лютней». Испания – Диего Веласкес «Венера перед зеркалом, «Сдача Бреды»; Хусепе Рибера «Святой Себастьян», «Хромоножка». Фламандское барокко – Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, Питер Пауль Рубенс «Вакханалия», Снятие с креста», «Союз земли и воды» и т.д. Голландия – барокко Голландии не похоже на фламандское. В нем нет помпезности, чрезмерной яркости, нарочитой телесности, а больше игры светотени и некое философствование. Наиболее ярким представителем голландского барокко был Рембранд, который продемонстрировал возможную трансформацию барокко, его картины ближе к реализму – «Ночной дозор», «Уроки анатомии доктора Тульпа», «Поклонение волхвов» и т.д.

В) Культура эпохи Просвещения          

Эпоха Просвещения занимает исключительное место  в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии 1689 г. и Великой французской революцией 1789 г. Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей Просвещения в разных странах.

Европейское Просвещение  – вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры.  Просветительство – это движение прогрессивной общественной мысли в период разложения старых и становления новых отношений, основанных на развитии промышленного капитализма в Европе. Просветители активно способствовали идеологическому обоснованию  и осуществлению буржуазных революций в ряде стран. Специфику Просвещения лучше всего характеризуют следующие моменты.

  1. Для него характерен дух свободомыслия и гуманизма.
  2. Был разработан социальный и нравственный идеал.
  3. Был составлен план осуществления этого идеала.

Специфические черты культуры Просвещения.

  • 1. В эпоху Просвещения христианская  идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания. Для культуры того времени характерны. 1. Деизм, допускавший существование Бога, который после сотворения мира уже не вмешивался в его развитие. Это был «непоследовательный» материализм: Ш. Монтескье (1689 – 1755 гг.), Ф. М.  Вольтер (1694 – 1778 гг.), Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.), Э. Кондильяк  (1714 – 1780 гг.). 2. «Радикальный» материализм, воинствующий, атеистический материализм: Ж. Ламетри  (1709 – 1751 гг.),  Д. Дидро (1713 – 1784 гг.), К. Гельвеций  (1715 – 1771 гг.), П. Гольбах (1723 – 1789 гг.).
  • 2. Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, что выражалось в
  • осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. На протяжении всего 18 века в Европе возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре Востока «Восточная библиотека», «Сказки тысячи и одной ночи», «Голоса народов в их песнях» И.Г. Гердера. Вместе с тем, распространение космополитизма привело к падению  чувства патриотизма, что особенно ярко проявилось во Франции.
  • 3. Культуре эпохи Просвещения присуща «научность» К началу 18 века естествознание пережило истинное возрождение. Ученые середины 18 века стремились объяснить все явления природы исключительно естественными причинами. То, что раньше было доступно немногим стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.
  • 4. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида   и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.
  • 5. Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения  была сформулирована идея «вера в прогресс через разум»
  • 6. Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрении в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.

Г) Особенности художественной культуры эпохи Просвещения.

Искусство 18 века находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо – художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине 18 века и отразивший вкусы двора Людовика 15 и аристократии. Некоторые исследователи рассматривают рококо как выродившееся барокко.

Рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный. Рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает  вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Сфера рококо – убранство интерьеров.  Рокайяльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела чисто декоративный характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративными панно в овальном обрамлении, состоящем из завитков – ни одной прямой линии, ни одного прямого угла.

Каждую вещь рококо наряжает покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классическом стиле внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, живописью , лепниной. К изящным пуфикам на изогнутых ножках шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии – Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли в рококо важное место. В эту эпоху одежда, прическа, внешность человека стали произведением искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу.

Жанровая живопись, отражающая повседневность, наблюдения художника за жизнью реальных людей, получает широкое распространение во всех европейских странах. Парадный портрет, столь популярный в 17 веке, уступает портрету интимному, а в пейзажной живописи распространяется так называемый «пейзаж настроения». Характерной чертой живописи 18 века является внимание к эскизу. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, так как они устанавливают большую связь между зрителем и автором. Крупнейшими представителями рококо в живописи были Антуан Ватто, Франсуа Буше, Оноре Фрагонар, Гейнсборо, Гварди, Жан Шарден, Жан Грез. Предтечей критического реализма в живописи стал великий английский художник Уильям Хогарт.

Европейская скульптура 18 века отразила ту же смену общественного настроения, что и живопись. Самым интересным скульптором этой эпохи был Жан Антуан Гудон, создавший целый ряд портретной галереи своих современников, в том числе статуи сидящего Вольтера.

Прогрессивные идеи в музыке воплотились в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Йозефа Гайдна, которые представляли Венскую классическую школу. Моцарт изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежит около 20 опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»), 50 симфонических концертов и т.д.

Театр эпохи Просвещения и в драматургии и в сценических приемах отразил новый взгляд на мир, стремление как можно точнее отразить современность. Комедии Пьера Огюстена Бомарше («Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро») очень точно отражают расстановку  общественных сил. К известным драматургам того времени можно отнести Шеридана, Гоцци, Гальдони, Филдинга.