ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА В XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В

РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ.

  •             В культуре Нового времени 19 век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и вступила в стадию кризиса. В своей основе культура 19 столетия базируется на тех же мировоззренческих основаниях, что и культура нового времени. Это – рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др.

Три важнейшие события: промышленный переворот в Англии, Война за независимость североамериканских колоний, Великая французская революция – образуют нижнюю границу 19 столетия, перемещая ее в 18 век. Верхняя граница, его выход в век 20-й – лето 1914, тоже не совпадает с хронологическими рамками.

Три фактора сделали возможным создание особого культурного лица 19 века: демократия, экспериментальная наука и индустриализация (второй  и третий можно объединить под одним словом техника). Ни один из этих факторов не был созданием века, но именно 19 столетие провело их в жизнь, полностью изменив жизнь общества во всех ее сферах: экономике, политике, в социальной сфере, в искусстве, и , что важно, в сфере морали.

 

19 век в истории европейской культуры прославился не только выдающимися достижениями в области науки  и техники, но частыми радикальными переменами в сфере художественной культуры. Характерной чертой искусства 19 столетия является отсутствие какой-либо единой эстетической доминанты – видовой, родовой, жанровой. Одно значительное  художественно стилевое направление сменяло другое, отражая стремительность эпохи. На смену рационализма Просвещения  пришла эмоциональность, экзальтированность и иррациональность романтизма – идейно-художественного  направления в европейской культуре начала 19 века, связанного с абсолютизацией чувственного начала  и интересом к неординарным  проявлениям человеческого характера, последнего крупного целостного культурного образования..

В развитии культуры 19 века можно выделить две основные эпохи:

  • –          эпоху романтизма (первая половина века).
  • –          эпоху декаданса (с конца 50-х годов до первой  мировой войны).

Постоянное брожение в Европе, связанное с незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений, вряд ли могло найти более адекватную форму выражения в искусстве, чем романтическое бунтарство.

Слово романтизм значительно старше того течения в культуре, которое было обозначено на рубеже 18 и 19 веков. Употреблялось оно и употребляется и после того, как это течение прекратило свое существование. И в 19 и в 20 веке романтизмом, романтикой и романтичным называли приблизительно одно и тоже. Под ним имеется ввиду нечто возвышенное, мечтательное, устремление к смутному, таинственному, фантастическому, идеальному – мало достижимому.  Романтик – человек, чуждый быту и житейским делам, он пренебрегает всем обыденным и прозаическим. Такое понимание романтизма имеет под собой основание. Романтизм предполагает, что в душе европейского человека имеет место два начала – классическое и романтическое. Классицизм лаконичен и ясен, он выражает собой ставшее, расчлененное и устойчивое, ориентирован на канон. Классицизм нормативен, иерархичен, рассудочен, холодноват…

В противовес классицизму, романтизм дисгармоничен, туманен. Романтизм знать не знает канонов и норм. Ему близка интуитивность, взволнованность, для него возможен энтузиазм, но не спокойная самотождественность. В таком смысле романтичны кроме самого романтизма и готика, и барокко, и сентиментализм. Романтизм состоялся в промежутке между самым концом 18 века и первым десятилетием 19 века. Романтизм сменил собой просвещение и по сути был реакцией на нее. Родиной романтизма можно считать Германию. Сам же термин «романтизм» впервые был применен относительно живописи рано умершего французского художника Теодора Жерико.

Специфической для романтического искусства является проблема «двоемирия», т.е. сопоставления и противопоставления реального и воображаемого миров. Причем реальная действительность, «проза жизни» с ее утилитарностью и бездуховностью расценивается как не заслуживающая внимания человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру. Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, – сущностная сторона романтизма.

Отвергая современную ему действительность, как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествие во времени и пространстве. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно:

  • –          уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда критика города, идеализация простых тружеников, в особенности сельских, интерес к их духовности, выраженной в фольклоре); романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более, что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, в полотнах Делакруа). В случае отсутствия  реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера);
  • –          второе направление ухода от действительности – переход в иное время. Не находя опоры в настоящем романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое, его нравы, образ жизни (романы Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Ж.Санд); конструирует  предполагаемое будущее, свободно манипулирует временным потоком;
  • –          третье направление отказа от мерзкой, ничтожной действительности – уход в собственный внутренний мир. Жизнь сердца – вот в чем видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, Гауфа).

Сказанное подводит к выделению двух важнейших идеальных комплексов романтизма. Это «романтический историзм» и «индивидуалистический субъективизм».

Обращаясь к национальным истокам не искаженного социумом природного бытия, знакомясь с жизнью других народов, романтики обнаруживают ее бурную динамику, неповторимость, несводимость к общим законам. Это не препятствовало постижению своего времени, но и открывало путь к мистификации и мифологизации исторического процесса. Отсюда тема рока, сверхъестественных сил, фатума очень сильна в романтизме.

Поскольку разум доказал с точки зрения романтиков свою неспособность предвидеть ход истории, ее зигзаги, единственно возможным источником познания остается голос сердца, интуиции. И если разум претендует на всеобщность, то чувства глубоко индивидуальны. Отсюда и проистекает такая важнейшая черта романтического мировоззрения, как «индивидуалистический субъективизм», – черта, подпитываемая  сознанием глубокого одиночества человека во враждебном мире. Как заметил В.Вейдле, «романтизм есть одиночество, все равно бунтующее или примеренное».

В музыке термин «романтический» свободно применяется к большинству композиторов 19 века, хотя в основном ассоциируется  с программной музыкой, такой как «Фантастическая симфония» Берлиоза, песенный цикл Шуберта и опера, достигшая своего высшего расцвета  в творчестве Вагнера, Верди, Глинки. Музыка занимала важнейшее место в духовной жизни19 века. Активная деятельность блестящей плеяды композиторов, исполнителей, критиков способствовала  бурному расцвету концертной и музыкально-театральной жизни. Твочество композиторов-романтиков (Берлиоз, Верди, Шуман, Лист, Вагнер и др.) отличались яркой эмоциональностью, непосредственностью передачи внутреннего состояния. Фридрих Шрпен и Ференц Лист подняли на новую высоту фортепианную музыку, Николо Паганини – скрипичную. В годы реакции 50-60-х годов музыка стала средством выражения протеста, неудовлетворенности, несогласия. На смену лирическому герою Шуберта, пришел герой драматических эпопей Рихарда Вагнера. Его грандиозный оперный цикл «Кольцо Нибелунгов» отмечен новыми принципами соотношения музыки и слова. Вагнер был создателем нового жанра – романтической музыкальной драмы. В середине века произошел небывалый взлет танцевальной музыки. Знаменитыми стали танцевальные пьесы Иоганна Штрауса-отца. Повсеместное выступление танцевальных оркестров, большое количество балов создавали атмосферу праздника. В 60-е годы особенно славилась музыка Штрауса-сына. Он вошел в историю музыки не только как создатель венского вальса, но и венской оперетты («Летучая мышь»).

С эмоционально-личностными интонациями связана и другая черта романтизма – чрезвычайное многообразие несхожих форм и вариаций романтизма. Так, французский романтизм, очень порывистый и свободолюбивый, проявил себя в романистике, и в жанровой живописи – исторической и бытовой. Английский романтизм – сентиментальный и чувственный дал высочайшие образцы поэзии и пейзажной живописи. Немецкий романтизм – серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию, эстетику романтизма, одновременно создавая шедевры и в музыке.

Наряду с романтизмом в 40-е годы 19 века складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Становление реализма сопровождает становление капиталистического способа производства, все острее становятся противоречия в обществе и, именно, реализм выступает зеркалом этих процессов.

Социально-исторический или критический реализм 19 века был наследником лучших традиций предыдущих этапов развития реализма – эпохи Возрождения и эпохи Просвещения. В отличие от романтизма, бегущего от реалий жизни, реализм все глубже проникает в действительность, стремится раскрыть сущности социальных катаклизмов, вследствие чего все боле основательным становиться его историзм. Реализм интересует не индивид в чрезвычайных обстоятельствах, а «жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Мопассан), точное отображение типических характеров в типичных обстоятельствах. Не случайно, поэтому на передний край выдвигается социальный роман, причем,  как отмечал Бальзак, французская литература первая среди других создала тип общественного человека в наиболее многочисленных его проявлениях. Нельзя не выделить и английский социальный роман, очень живо отобразивший быт  нравы викторианской эпохи (Диккенс, Голсуорси, Теккерей). Они вывели на арену искусства людей дела, мир предпринимательства и бизнеса, сделали из буржуа нового героя. В живописи начало реализма связывают с произведениями француза Гюстава Курбе. Именно он первым применил слово реализм к своему творческому методу. Публика была шокирована вульгарностью его образов («Прачки», «Купальщицы»), далеких от традиционных эталонов красоты. Критики негодовали на Кюрбе за обращение к обыденным темам, обвиняли художника в «прославлении безобразного». Произведения Кюрбе весьма полемичны. Типичным для его творчества является широкомасштабное полотнище «Похороны в Орнане», изображающее в натуральную величину обыкновенных людей, пришедших на похороны. Ярким представителем реализма в живописи был русский художник Павел Федотов («Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Сватовство майора»), В реалистических картинах Жан Франсуа Милле проявляется связь человека с природой через его труд на земле. Впервые героями картин стали трудящиеся крестьяне: «Сборщицы колосьев», «Сеятель», «Человек с мотыгой»). Революционные события во Франции нашли яркое отражение в творчестве Оноре Домье. Домье не побоялся сделать бойню в рабочем квартале темой изобразительного искусства. В гравюре «Улица Трансионен» художник изобразил сцену расправы правительственных солдат с жителями одного из рабочих домов. Особенно отчетливо реализм в музыке проявился в России. Это время называют «золотым веком» русской музыки. М.И. Глинка сочиняет оперу по пушкинской поэме «Руслан и Людмила». Пушкинские произведения легли в основу опер А.С. Даргомыжского «Русалка», и «Каменный гость», М.П. Мусоргского «Борис Годунов». «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»  стали  шедеврами П. И. Чайковского. Пославился своими произведениями Римский-Корсаков, Бородин.

В 80-е годы на базе реализма стал складываться натурализм – идейно-художественное направление в европейской культуре последней трети 19 века, которое характеризуется повышенным вниманием к среде обитания людей и базирующееся на  предопределенности человеческих пороков. Натурализм связан в своих основах с позитивизмом,  эволюционной теорией Дарвина и теориями Ипполита Тэна. В своей «Истории английской литературы» Тэн утверждал, что для понимания художника важнейшее значение имеют три фактора: среда, в которой формируется и творит художник, исторический момент, на который приходится его творчество, и раса – особенности национального характера.

Но если реализм пропитан хоть какой-то тоской по идеалу, натурализм начисто лишен идеальной поэзии человеческих ценностей. Натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Их творчество утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека опустошающим потоком жизни, и в то же время возводил в абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму  и пессимизму, у натуралистов принцип беспристрастности становился оправданием социальной апатии.

Глашатаями натурализма выступили братья Жюль и Эдмон Гонкуры, а наиболее ярким представителем стал Эмиль Золя. В 1868 г. писатель приступил к созданию двадцатитомной серии «Ругон-Маккары», которую предворяет характерный заголовок: «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Теоретические взгляды Золя зафиксированы в книге «Натурализм в театре». Влияние натурализм испытали и другие писатели-реалисты: Г. Ибсен («Привидения»), М. Горький («На дне»), Л. Толстой («Власть тьмы»), Г. Гауптман («Ткачи») и т.д.

С конца 50-х годов искусство Европы вступило в эпоху декаданса (упадок) – в своем генезисе очень сложное и противоречивое явление – на начальных этапах было связано с реализмом. Этот термин употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца 19 – начала 20 века. Впервые эти черты проявились во французском символизме, а позднее у модернистов.  Известной мере они характерны  для импрессионистов и постимпрессионистов.

Импрессионизм – направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в конце 60-х – начале 70-х годов и стремящееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, отразить мгновенное впечатление. Название течения произошло от картины Клода Моне «Впечатление» (1867) и объединяло группу независимых художников, оппозиционных официальной академической школе: Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсаро и др. Импрессионисты были уверены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. И они доказали это своим творчеством. Импрессионизм – это не философия и не техника, это новое художественное видение мира. Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, а в том, что живопись должна воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом. Импрессионистов упрекали в непонятном и субъективном видении мира. Но их цветовое видение мира не было чисто субъективным. Оно отражало реально существующие природные оптические законы. Состояние атмосферы, воздух – единственный реальный сюжет картины. Дождь, ветер, интенсивность солнечного освещения – все это неузнаваемо изменяет объект изображения. Именно эту изменчивость и стремились зафиксировать импрессионисты. Импрессионистические мотивы можно увидеть в творчестве В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля.

Импрессионизм в скульптуре получил блестящее воплощение в творчестве Огюста Родена, самого значительного скульптора рубежа 19-20 века. Наиболее известные его произведения: «Мыслитель», «Адам», «Ева», «Вечная весна», «Поцелуй». Все они создавались автором для единого скульптурного  комплекса «Врата ада», который так и не был завершен. С импрессионизмом его сближают поиски движения, стремление к размыванию объемов, пристрастие к фрагментам. Его искусство оказало влияние на все последующее развитее пластики, породив как последователей  скульпторов:  Антуан Бурдель и Аристид Майоль.

Импрессионизм как творческое  направление был близок музыке. Для композиторов-импрессионистов – Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Александра Скрябина – характерны поиски новых выразительных средств, создающих неповторимое впечатление, использование необычных комбинаций инструментов, эмоционально-приподнятый, нервный характер музыкальных сочинений.

Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца 19 – начала 20 века, возникших как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному, объединяющее художников, не связанных единство метода и программы. Каждый из художников, которых называют постимпрессионистами («те кто пришел позже») – Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген – яркая индивидуальность. Постимпрессинизм интересен особым вниманием к форме, к декоративной стилизации, символикой цвета, новыми приемами построения пространства и объема.

Еще одним значительным идейно-художественным направлением в европейском искусстве рубежа 19-20 века стал символизм, для которого характерно использование в качестве выразительных средств разнообразных символов: образы-символы, идеи-символы и т.д. Сформировался символизм во Франции в 80-е годы. В манифесте написанном поэтом Жаном Мореасом, символисты объявили себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, «видимость» символисты противопоставляли внутренней сущности, которую можно постичь с помощью поэтической интуиции, а не логики. Художники-символисты противопоставляли свое искусство реализму и импрессионизму, и стремились выразить настроение идеи через символику цвета и формы. Сюжеты их произведений были как правило мифологическими, мистическими или фантастическими. В некоторых произведениях к символизму был близок Михаил Врубель («Демон лежащий», «Демон сидящий», «Царевна-лебедь», «Пан»).

Поэты-символисты использовали слова в их символическом переносном значении, создавая систему образов-символов. Главой французского символизма стал поэт Стефан Малларме, однако высшей точкой этого течения является творчество Поля Верлена и Артюра Рембо. Рембо пытался согласовать лирику с живописью, а в знаменитом «Цветном сонете» подыскивал цветовые эквиваленты гласных (А- черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый). Возникнув во Франции символизм быстро распространился по всей Европе. Представителями символизма: швейцарский художник Арнольд Бёклин («Остров Мертвых», «Три грации»), бельгийский поэт и драматург Морис Метерлинг, автор пьесы «Синяя птица», австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Самым значительным представителем английского символизма был Оскар Уайльд, он разработал основы эстетики символизма, но в мировой литературе занял видное место благодаря критике индивидуализма и как сатирик («Портрет Дориана Грея», «Соломея»).

Самое большое количество талантливых представителей эстетики символизма дала миру Россия. Это творчество Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, А. Блока, И. Анненского, А. Белого, М. Кузмина, К. Бальмонта, И. Северянина, В. Брюсова. Девизом своим они считали тютчевскую строку «мысль изреченная есть ложь», а только интуитивно воссоздаваемые образы отражают истину о человеческой душе. Поэтов-символистов объединяло общее миропонимание и видение поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты превозносили индивидуализм, воспевали таинственный мир подсознания. Символисты презирали быт с его духовной бедностью. Реальному миру они противопоставили умозрительные образы идеальной недостижимой красоты. Этим они отличались от романтиков, которые верили в возможность воплощения своих идеалов.

  1. Мировоззренческие основания модернистского искусства.

Основные новации в художественной культуре, возникшие в первой половине 20-го века, сформировались преимущественно в русле модернизма или авангардизма. Модернизм и авангардизм часто не различают. Но авангардизм был прямым продолжением модернизма.

Слово «модерн» впервые  было употреблено в  5 в. для разграничения  христианства и античного язычества. С тех пор «модерность» (принадлежность к современности) всегда предполагала необходимость  сознания эпохи соотносить себя с античностью в ходе осмысления себя самой. В любой эпохе были периоды перехода от старого к новому, поэтому «модерным», «новыми», современными считали себя со времен Карла Великого и эпохи Просвещения. Но в Европе новая культура всегда формировалась на базе обновленного отношения к античности.

Культура «модерн» любой эпохи оглядывалась на античность, и даже критикуя, все же никогда полностью от нее не отказывалась. В середине 19 века модерн стал принимать устойчивую форму противопоставлять себя истории и традиции вообще, рвать исторические связи. Модерным начинает считаться то, что выражает просто новое. Начинается погоня за большей новизной. Над художником не тяготели нормы и правила, прошлое и будущее, он просто гнался за новым, не зная при этом ни пути, ни ориентиров.В модерне много двойственного, противоречивого, непоследвательного.  За новизной гнался и авангард, но он признавал ценностную иерархию, хотя и в извращенной форме: новое всегда лучше старого. Аванград – это модернизм, обращенный к обществу, науке, будущему.

Модернизм или авангардизм – это совокупность художественных направлений в культуре первой трети 20-го века, единых в желании порвать с реализмом, уничтожить все традиции. Все модернистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательное, истолковательные  функции искусства. Одно из главных стремлений художников-модернистов – это поиск собственной неповторимости. Временные рамки модернизма условно определяются с 1905 (появление фовизма) – 1960 г., когда модернизм сменил постмодернизм. Центрами модернизма были такие страны как Россия, Франция, Англия, Германия и Италия.

Направления модернизма.

1. Фовизм. В 1905 году на выставке  в Париже художники Анри Матисс, Морис Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо, Ван Донген  и др. экспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление цветов и упрощенность форм критика назвала их произведениями  «диких», или фовистов. Все направление получило название «фовизм» – направление во французском искусстве начала 20 – го века, абсолютизирующее яркие цветовые сочетания и динамичность рисунка. Фовизм принято считать первым модернистским направлением в искусстве. Самым талантливым из фовистов был несомненно Анри Матисс. В поисках повышенной интенсивности и силы цвета он пришел к упрощенности и плоскости форм, отказался от сюжетной повествовательности. Его не интересует передача освещения, в его полотнах почти нет объема, пространство лишь обозначено. Композиция строится на контрасте цветов («Танец», «Музыка», «Красная гостиная»,  и т.д.)

2. Кубизм – направление модернизма, передающий все многообразие мира через простейшие геометрические формы. Создателем течения был Пабло Пикассо и Жорж Брак. Отчасти примером для них послужила привезенная из Африки  негритянская скульптура. Имело значение также творчество Поля Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических форм: шара, цилиндра, призмы, куба. Поэтому в насмешку их творчество называли «искусство кубиков». Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части, а затем укладывали эти части в другом порядке. Используя приемы кубизма, Пикассо создал немало интересных картин: «Авиньонские девушки», «Герника» и т.д.

3. Футуризм явился самым радикальным вариантом авангардизма, откровенно враждебный реализму. Футуристы отрицали искусство прошлого, призывали к разрушению музеев, библиотек, классических наук, проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради ее слияния с ускоренными ритмами жизни. В живописи это отразилось в хаотическом нагромождении изображаемых объектов,   совмещении разных стадий движения (Дж. Балл, У. Боччони, Ф. Маринетти и др.). В поэзии футуристы выработали так называемый телеграфный стиль (Маяковский), и попытались высвободить звуковой состав слов (В. Хлебников).

4. Экспрессионизм – направление, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства – его отражение. Уже Ван Гог, фовисты и другие мастера той эпохи стремились к самовыражению. Но название «экспрессионизм» используется исключительно по отношению к немецкому искусству, где он получил наиболее четкое  воплощение. Немецкий экспрессионизм может произвести на зрителей угнетающее впечатление своей экзальтированностью, выражением ужаса и отчаяния. Немецкие экспрессионисты не стремились к красоте, картина для них – средство поразить зрителя, пробудить его чувства, заставить сопереживать. Главным было удрученность, разочарованность, недовольство всем сущим. В мире нет ничего, крое зла и уродства. В начале века немецкими экспрессионистами было образовано несколько объединений, таких как «Мост», «Синий всадник». Среди них были  поэты, критики,  журналисты. Среди  наиболее известных художников-экспрессионистов были Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Эдвард Мунк; писатели – Георг Кайзер, Эрнст Толлер, Бертольд Брехт; поэты – Готфрид  Бенн, Георг Гейм и т.д.

5. Дадаизм  – французское и немецкое авангардное течение в искусстве. Программной установкой дадаизма был вызывающий нигилистический протест алогическими средствами абсурда против традиционализма в искусстве. Его основателем был поэт Теодор Тцара, который найдя в словаре слово «дада», – лошадка, дал название новому течению.

6. Сюрреализм – направление авангардизма в основе которого лежало желание заглянуть и отразить сферу подсознания и сна. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения и сны. В сюрреализме нет никакого порядка и разумного смысла – все подчиняется случайности сновидения. Теория сюрреализма строилась на  философии интуитивизма Анри Бергсона и на фрейдизме. Сюрреализм с его склонностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сторон жизни эпохи с ее противоречиями, кризисами и вонами. Представителями сюрреализма были Сальвадор Дали, Жоан Миро, Ив Танги, Марк Шагал.. Подобные явления можно найти в живописи прошлого. Особенно много сюрреалистических мотивов и Босха и Гойи.

7. Абстракционизм. Абстрактная живопись не стремится изобразить что-либо реально существующее – людей, предметы, пейзажи, события, только точки, линии, плоскости, цветовые пятна, отвечающие настроениям и чувствам художника. Живопись. «Отцом абстракционизма» считают русского художника Василия Кандинского. В 1910 году он написал первые акварели, состоящие из одних только цветовых пятен. Кандинский также был первым, кто изложил  теорию абстракционизма в своих сочинениях. Некоторые ответвления в абстракционизме возникли в России. Различные геометрические фигуры изображал на своих полотнах Казимир Малевич, называя свой творческий метод супрематизмом. Знаменитые полотна Малевича: «Черный квадрат», «Красный квадрат», «Белый квадрат на белом фоне» и т.д. Еще одно направление абстракционизма – лучизм – возглавили Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. По Ларионову все предметы представляют собой сумму лучей, а задача художника зафиксировать их переплетение и сплетения.

К числу основателей абстракционизма принадлежит голландец Пит Мондриан. Он разделял плоскость картины вертикальными и горизонтальными полосами на квадраты и прямоугольники. Некоторые из них он окрашивал в красный цвет, другие в белый, синий, желтый.

С приходом к власти фашистов центры абстракционистов переместились в Америку. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма (спиралеобразное здание построено по проекту Ф.Л. Райта), а в 1939 году – Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера.

В литературе авангардизма писатели часто прибегали к методу «потока сознания», когда привычное повествование заменяется непрерывным потоком мыслей, впечатлений и чувств персонажей без обычных диалогов и объективным описаний окружающего мира. Считается, что метод потока сознания разработала английская писательница Дороти Ричардсон, а термин ввел в обиход философом У. Джеймсом. К этом направлении работал,  например, ирландский писатель Джеймс Джойс, автор работ «Дублинцы», «Портрет художника в юности», «Улисс». Метод «потока сознания» использовали в своих произведениях Вирджиния Вульф «Мисс Дэллоуэй», Уильям Фолкнер «Шум и ярость».

Пытались сломать привычные установки и приемы литературного творчества, но не прибегая к определенной методологии и другие крупные писатели. Марсель Пруст («В поисках утраченного времени»), Франц Кафка («Процесс», «Замок»), Андрей Платонов «Котлован», «Чивенгур») и др.

  1. Театральная культура и кинематограф. Архитектура.

Кинематография – новый вид искусства, ставший лицом 20 века, своим рождением обязан техническому прогрессу, совершенствованию фотохимии, оптики и механики. В 1894 г. братья Луи и Огюст Люмьеры, заинтересовавшись изобретенным Томасом Эдисоном «синетоскопом», создали свою установку для демонстрации световой проекции движущихся фигур, которая была названа синематографом.. В 1985 г. они организовали платный сеанс просмотра первого отснятого двухминутного документального фильма на большом экране в специальном зале, добившись эффекта многократного усиления зрительских эмоций. В результате аттракцион превратился в вид художественного творчества. Дальше последовали игровой фильм «Политый поливальщик» и документальный «Прибытие поезда». Таким образом, было намечено два направления в последующем развитии кинематографа как вида искусства. На протяжении трех лет существования студия Люмьеров выпустила около 1500 фильмов, среди которых были  и игровые сценки на исторические и литературные сюжеты: «Фауст и Маргарита», «Синяя борода». И др.

Изобретение Люмьера мгновенно распространилось по всему миру и в результате конкуренции они вынуждены были закрыть свою студию и ограничиться лишь выпуском аппаратуры и пленки.  В 1902 г. Жорж Мельес во Франции снял фантастический фильм «Путешествие на Луну» а в 1903 г. Эдвин Портер полное драматизма  фильм «Великое ограбление поезда». В 1912 появляется мультипликация. Американский кинорежиссер совершил революцию в технике кино, разработав крупный план, ретроспекцию, съемку «из  затемнения» и «в затемнение». В 1915 г. он поставил первый исторический фильм «Рождение нации». В начале имена актеров не играли роли. Первой кинематографической звездой стала актриса Мери Пикфорд. Зрителям она так понравилась, что они захотели узнать, кто она такая. Первая мировая война помешала развитию кинематографа в Европе, но в Голливуде продолжал расцветать. Появилась целая плеяда звезд: Рудольф Валентино, Дуглас Фэрбенкс, Лиллиан Гиш, Грета Гарбо, комики Чарли Чаплин и Гарольд Ллойд. В конце 20-х годов появляется звуковое кино, а в  30-е фильмы, снятые в цвете.

В 1907 г. начинается история русского киноискусства. Режиссеры А.О. Дранков и А.А. Ханжонков создают первые документальные и трюковые фильмы, а в 1908 г. – игровой фильм «Степан Разин». В России еще в довоенные годы прославились актеры Вера Холодная и Николай Мозжухин. Крупнейшим режиссером раннего этапа существования мирового кинематографа был русский кинорежиссер и теоретик Сергей Эйзенштейн Снятые им фильмы «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Иван Грозный», «Александр Невский» – вошли в сокровищницу мирового киноискусства.

В театральном искусстве авангардизм проявился достаточно поздно, если принимать во внимание не постановочные приемы, которые пытались реформировать на протяжении всей второй половине 19 века (Э.Г. Крэг, Люнье-По, К.С. Станиславский, Вс. Мейерхольд и др.), а саму драматургию. Авангардизм в драме наиболее ярко и программно заявил о себе в начале 50-х годов в так называемой драматургии абсурда, отразившей очередной виток кризиса человеческого сознания и культуры. К представителям театра а абсурда относят Самюэля Беккета, Эжена Ионеско, Жана Жане, Патриса Пави и др. Их работы строятся на утверждении, что человеческое существование бессмысленно и бесценно, что люди одиноки и  некоммуникабельны. Поступки и высказывания персонажей иррациональны, нелогичны, бессмысленны. Самым популярным произведением абсурда является пьеса Беккета «В ожидании Годо», в которой персонажи заняты бесконечным и так не реализовавшимся ожиданием.

Архитектура. В архитектуре 19 века романтизм не создал собственной школы. Однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-е годы 19 века вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца 19 столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых домов и транспортных артерий. В 1853 году началась перепланировка Парижа, которая полностью изменила город. Начиная с 30-х годов классицизм постепенно изжил себя. Начинается период эклектики в архитектуре – использование различных средств, присущих разным художественным стилям путем соединения их в единое целое, длившееся до конца 19 века и прошедший несколько этапов: 30-60-е годы – увлечение готикой, а затем барокко и рококо; в 70-90-е годы главным становится техническая и функциональная целесообразность, строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки и т.д. Ярким событием того времени – создание в 1889 г. Эйфелевой башни в Париже для Всемирной выставки.

Одним из направлений в архитектуре на  рубеже 19- 20 веков был модерн (ар нуво в Бельгии, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, либерти в Италии и т.д.) – художественный стиль, использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатлений изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Для модерна характерны  выявление функционально-конструктивной основы здания, отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это привело к новому облику зданий. Но для модерна была характерна склонность и к иррационализму (творчество великого испанского архитектора Антонио Гауди, собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне). Стремление модерна к синтезу искусств, необычайно раширило выразительность архитектуры.

В начале 20 века, под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы становится конструктивизм (функционализм) – архитектурное направление, сложившееся в 10-20-е годы, разработавшее принципы постройки  общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрической, упрощенной формы. Основоположником направления считается немецкий архитектор В. А. Гропиус (1883 – 1969), создатель архитектурной школы Баухауз в Вемаре. Распространению традиции конструктивизма во многом способствовал Ле Корбюзье (1887 – 1965), один из крупнейших архитекторов 20-го века, разработавший принципы, которыми пользуется архитектура по сей день. Советский архитектор Константин Мельников (1890 – 1974) получил мировую известность как талантливый интерпретатор конструктивизма. Созданные им проекты клуба им. Русакова и клуба завода Каучук в Москве относятся к шедеврам мировой архитектуры 20 в. По принтипу клуба им. Русакова Дж. Стирлинг построил один и корпусов Лестерского университета  в США. Современная архитектура обязана функционализму   20-х годов новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, решением экономических квартир со встроенным оборудованием, рациональной планировкой интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.).

В 20-е – 30-е годы сложились две противоположные теории строительства – урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первой Ле Корбюзье в 1922 г. представил диораму «Современный город на 3 млн. жителей», а в 1925 г. – проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий. Дезурбанисты шли от идеи Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. во всемирно известной книге «Завтра», о строительстве небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в центре  административными и культурного назначения зданиями, с жилыми зданиями индивидуального плана, с неподлежащим застройке кольцом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада. Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города.