ВВЕДЕНИЕ ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие  к  практическим  занятиям по фтизиопульмонологии для студентов IV курса лечебного  факультета составлено в соответствии с  типовыми учебными программами  по фтизиопульмонологи и внутренним болезням, утвержденными Министерством Здравоохранения Республики Беларусь в 1997 г. для  лечебно-профилактических  факультетов высших медицинских учебных заведений.

Впервые в Республике Беларусь туберкулез  и  болезни  органов дыхания изучаются на единой  кафедре  фтизиопульмонологии. Это обусловлено,  не  только  наличием  уникальной  клинической  базы Гомельской областной туберкулезной клинической больницы,  где сконцентрированы все больные с заболеваниями  органов дыхания, раком легкого и туберкулезом,  но и попыткой перейти к преподаванию дисциплины от нозологического к  синдромно-органному подходу, как принято за рубежом.

Основной целью изучения фтизиопульмонологии на IV  курсе  является обучение студентов основам  клинического мышления  с  целью правильного установления диагноза, составлению рационального плана обследования, лечения основных  БОД и туберкулеза.  Изучение  фтизиопульмонологии на IV курсе оканчивается сдачей дифференцированного зачета.

Практические занятия (5 часов) проводятся по следующему  примерному плану и организационной структуре занятия.

 

Этап занятия

Время мин.

Место проведения и

оснащение

1. Организационные вопросы

5

Учебная комната, журнал практических занятий
2. Контроль исходного уровня знаний

15-20

Учебная комната, вопросы тестового контроля, таблицы, рентгенограммы, ситуационные задачи
3. Работа студентов с больными по теме (опрос и обследование больных, ознакомление с историей болезни).

25

Палаты клиники, больные
4. Клинический разбор больных по теме занятия

40

Учебная комната, больные, истории болезни и рентгендокументация больного, палата
5. Установление клинического диагноза, составление плана обследования, лечения и реабилитации

40

Учебная комната, истории болезни, справочные материалы
6. Разбор типичных рентгенограмм, спирограмм и других методов обследования, ситуационных задач по теме

25

Учебная комната, рентгенограммы, спирограммы, анализы, результаты обследований, ситуационные задачи
7. Самостоятельная работа студентов (УИРС)

20

Учебная комната, доклады по темам
8. Контроль конечного уровня знаний

15

Учебная комната, вопросы тестового контроля, ситуационные задачи и игры
9. Работа в структурных подразделениях клиники

20

Структурные подразделения клиники, палаты
10. Курация больного для написания учебной истории больного

15

Палаты клиники, больные
11. Заключение. Задание на дом.

5

Учебная комната
Основные механизмы очищения дыхательных путей
Механизм очищения ВДП Трахея и крупные бронхи Мелкие бронхи и бронхиолы Альвеолы
Мукоцилиарный транспорт

+++

+++

+++

++++

Различие величины потока воздуха на выдохе и вдохе

++

++++

++++

Кашель

++

++++

+/-

Чихание

++++

++++

++

Сурфактант

+

++

Этапы обследования больных с заболеваниями органов дыхания

  1. 1. Паспортная часть
  2. 2. Опрос больного
  •    – жалобы
  •    – анамнез болезни и жизни
  1. 3. Объективное обследование (осмотр-пальпация-перкуссия-аускультация).
  2. 4. Рентгенологические и лабораторные методы обследования (обязательные, дополнительные, факультативные).

Этапы диагностического поиска:

  • 1)   применение методов исследования к больному и накопле­ние полученной информации;
  • 2)   анализ полученной информации с точки зрения достовер­ности, информативности и специфичности;
  • 3)   построение диагностического симптомокомплекса на ос­нове отобранных признаков;
  • 4)   формулировка предположительного диагноза    заболева­ния или ряда заболеваний;
  • 5)   проведение дифференциальной диагностики;
  • 6)   формулирование клинического диагноза   (в развернутой форме);
  • 7)   проверка   правильности   установленного   заболевания   в процессе наблюдения за больным и его лечения