ЛЕКЦИЯ: ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

 

ЛЕКЦИЯ: Введение в клинику внутренних болезней

Пропедевтика внутренних болезней является первым этапом изучения студентами клинической медицины. Клинические дисциплины изучаются на базе клинических лечебных учреждений (клиник).

Клиника – (от греч. «кlinike» – врачевание) – это лечебное учреждение или подразделение лечебного учреждения (н.п. отделение больницы, поликлиники), где помимо обычной лечебной и профилактической работы ведется медицинская подготовка, т.е. теоретическое и практическое обучение студентов и врачей, а также научно-исследовательская работа.

Определения некоторых понятий, которые будут

использоваться в лекции

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие симптомов болезни и физических дефектов (ВОЗ).

Болезнь – это нарушение структур и функций организма из-за недостаточной его сопротивляемости постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Этиология (от греч. «etios» – причина, «logos» – наука) – это наука о причинах и условиях развития болезни.

Патогенез (от греч. «pathos» – страдание, болезнь;  «genesis» – происхождение, развитие) – это наука о механизмах развития болезни.

Саногенез – это учение о механизмах защиты организма от действия повреждающих агентов, направленных на восстановление функции поврежденных структур.

Определение пропедевтики внутренних болезней

Пропедевтика (от греч. «propaideuo» – предварительно обучаю) – это введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.

Пропедевтика внутренних болезней – это введение или вводный курс во внутренние болезни.

Внутренние болезни – одна из наиболее крупных отраслей теоретической и практической медицины, научная дисциплина, имеющая своей целью изучение распознавания заболеваний внутренних органов в их различных клинических формах, причин происхождения этих болезней, их профилактики и лечения.

Задачи внутренних болезней, как научной дисциплины

  1. Распознавание болезней внутренних органов (диагностика).
  2. Изучение этиологии и патогенеза заболеваний внутренних органов.
  3. Разработка вопросов профилактики и лечения болезней внутренних органов.

Основными задачами кафедры пропедевтики внутренних болезней

является обучение студентов:

1)   методике клинического обследования больных;

2)   симптоматологии болезней;

3)   основам лабораторного и инструментального диагностических исследований при заболеваниях внутренних органов;

4)   ознакомление студентов с основными  нозологическими единицами (болезнями) и синдромами в плане обучения умению приложить полученные при обследовании больного данные к диагностике конкретных заболеваний.

Структура (разделы) пропедевтики внутренних болезней

  1. Диагностика.
  2. Частная патология.

Диагностика (от греч. «diagnosticos» – способный распознавать) – это раздел медицины, отдельная наука, изучающая методы исследования для распознавания заболевания и состояния больного с целью назначения необходимого лечения и профилактических мероприятий.

Структура диагностики как научной дисциплины

1. Врачебная диагностическая техника (собственно диагностика) – это раздел диагностики, изучающий методы получения информации о больном. Он включает изучение методов расспроса и объективного исследования больного.

2. Семиотика или семиология (от греч.“semeion”- признак) – это раздел диагностики, изучающий симптомы, выявляемые при исследовании больного, учение о диагностической значимости и происхождении отдельных симптомов и синдромов заболеваний.

3. Методология диагноза (врачебная логика) – это раздел диагностики, включающий изучение особенностей мышления врача при установлении диагноза и заболевания на основе данных, полученных при обследовании больных.

Врачебная диагностическая техника

Методы исследования больного

Разделяют на 2 группы

  1. Основные.
  2. Вспомогательные (дополнительные).

Основные методы исследования больного

  1. Расспрос больного (лат. «interrogation») или анамнез (от греч. «anamnesis» – воспоминание).
  2. Осмотр (лат. «inspection»).
  3. Ощупывание (лат. «palpatio»).
  4. Выстукивание (лат. «percussion»).
  5. Выслушивание (лат. «auscultation»).

Вспомогательные методы исследования

  1. Измерения (температуры тела, роста, веса, окружности грудной клетки, суточного количества мочи и др.)
  2. Лабораторные исследования жидкостей организма и его выделений (кровь, спинномозговая жидкость, желудочный сок, желчь, моча, выпоты в полости тела, мокрота, гной и др.).
  3. Морфологические исследования органов, тканей, жидкостей организма и его выделений.
  4. Инструментальные исследования (ЭКГ, рентгенологические, исследования функции дыхания, изотопные исследования, ультразвуковые, эндоскопические методы и др.).

По способу получения информации о больном методы исследования

разделяют на:

1)    субъективные;

2)    объективные (физикальные).

Субъективный метод исследования больного подразумевает рассмотрение пациента, как субъекта, который вспоминает и рассказывает о тех ощущениях и событиях, что сопровождали его заболевание от самого его начала, что предшествовали заболеванию. Это рассказ больного о своей жизни и болезни, его субъективные представления об имеющейся у него болезни.

Субъективные данные о больном врач получает методом расспроса.

Объективные (физикальные) методы исследования подразумевают больного, как объект обследования, которое выполняет врач, опираясь на свои органы чувств и умение манипулировать рядом практических действий.

Методы объективного исследования разделяют на:

1)   основные – осмотр, ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация);

2)   вспомогательные – различные измерения, лабораторные, морфологические и инструментальные методы.

Семиотика

Симптом (от греч. «symptomos» – признак, совпадение) – это признак какого-либо заболевания, статистически значимое отклонение того или иного показателя от границ его нормальных величин или возникновение качественно нового, не характерного для здорового организма явления.

Виды симптомов по информативной значимости

1. Диагностические (патогномоничные) симптомы – свойственны только одному заболеванию.

2. Специфические симптомы – характерны для группы заболеваний одного органа или органов одной системы.

3. Неспецифические симптомы – характерны для очень многих заболеваний различных органов и систем органов.

4. Симптомы, не характерные для данного заболевания – при данном заболевании не выявляются.

Виды симптомов по методу их выявления

1. Субъективные симптомы – это симптомы, выявление которых основано на описании больным своих ощущений, возникающих в ходе развития болезни. Они выявляются путем расспроса больных, т.е. субъективным методом исследования.

2. Объективные симптомы. Это симптомы, которые выявлены методами объективного исследования больного: осмотром, пальпацией, перкуссией, аускультацией и лабораторно-инструментальными способами.

 

 

Виды симптомов по времени их возникновения

1. Ранние (начальные) – возникающие на ранних, начальных стадиях развития болезни.

2. Поздние – возникающие в период разгара заболевания или в период выздоровления.

Виды симптомов по их прогностическому значению

1. Благоприятные, указывающие на легкое или обычное течение заболевания, а также на его разрешение.

2. Неблагоприятные (угрожающие), свидетельствующие о тяжелой форме болезни, о возможности ее неблагоприятного исхода.

Синдром (от греч. «syn» – вместе, «dromos» – перемещаться, бежать – бежать вместе) – это группы симптомов, имеющие общий патогенез.

Симптомокомплекс – группа симптомов или синдромов, характерных для заболевания, но не объединенных общим происхождением.

Методология диагноза

Диагноз (от греч. «diagnosis» – распознавание) – это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного, выраженное в терминах современной медицинской науки.

Структура диагноза

1. Основное заболевание – это то заболевание, которое заставило больного обратиться за медицинской помощью, послужило поводом для его госпитализации или заболевание, угрожающее жизни больного, способное самостоятельно или через осложнения привести его к смерти или инвалидизации.

2. Осложнения основного заболевания – это заболевания другого характера и этиологии, чем основное, но патогенетически с ним связанные.

3. Сопутствующие заболевания – это заболевания, обнаруживаемые у больного одновременно с основным, но с ним не взаимосвязанные.

Виды диагнозов

I. По характеру и содержанию

1. Анатомические.

2. Патологоанатомические.

3. Патофизиологические (функциональные).

4. Патогенетические.

5. Нозологические.

6. Этиологические.

II. По способу построения и обоснования

  1. Прямой диагноз (или диагноз по аналогии (diagnosis morbi). Диагноз устанавливается путем сравнения клиники заболевания, имеющейся у больного, с типичной клинической картиной, характерной для данного заболевания.
  2. Дифференциальный диагноз (diagnosis differentialis). Это диагноз путем сопоставления нескольких схожих заболеваний. Здесь необходимо исключать менее вероятные болезни, оставляя более вероятную. Это диагноз путем исключения (diagnosis per exclusionem).
  3. Диагноз путем наблюдения (diagnosis per observatione). Диагноз удается установить в ходе наблюдения за больным при появлении новых симптомов болезни или получения дополнительных результатов исследования.
  4. Диагноз по лечебному эффекту (diagnosis ex juvantibus). Диагноз устанавливается на основании благоприятного результата лечения препаратами, специфически действующими при данном заболевании.
  5. Диагноз по результату вредного действия (diagnosis ex nonentibus). Это применение лекарственных средств или других воздействий, провоцирующих возникновение симптомов заболевания (аллергологические пробы, физическая нагрузка при стенокардии).
  6. Диагноз при операции (diagnosis sub operatione).

III. По времени выявления заболевания

  1. Доклинический диагноз. Это попытка распознать и определить состояние организма, пограничное между нормой и патологией. Методика распознавания этих состояний еще только разрабатывается (понятие «предболезнь», «диатезы» и др.).
  2. Ранний диагноз. Заболевание распознается в самом его начале.
  3. Поздний диагноз. Устанавливается на высоте развития болезни или на секционном столе.
  4. Ретроспективный диагноз. Устанавливается на основании данных, которые были выявлены ранее, но почему-то не были учтены, на основе анализа медицинской документации и др.
  5. Посмертный диагноз. Устанавливается после смерти больного и записывается в посмертном эпикризе.

IV. По степени достоверности

1. Ориентировочный диагноз.

2. Предварительный диагноз.

3. Клинический диагноз.

4. Окончательный диагноз.

5. Диагноз гипотетический (под вопросом).

6. Неполный или неопределенный диагноз.

7. Ошибочный диагноз.

Разделы медицинской карты больного

(стационарного или амбулаторного)

1. Расспрос больного (anamnesis, interrogatio) (паспортная часть, жалобы, анамнез болезни, анамнез жизни).

2. Объективное исследование (status praesens obectivus).

3. Дневник истории болезни (cursus morbi).

4. Лечение  (therapia).

5. Данные лабораторных и инструментальных исследований, консультации специалистов.

6. Эпикриз (epicrisis).