АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

1. Особенности древнегреческой культуры.

  • Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с 13 – 12 вв. до н.э. и до 4 – 5 вв. н.э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя. Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, «потому что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции».
  • Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали  на всю мировую культуру, оказывает свое влияние  и сегодня.
  • Основные параметры античной культуры были заданы древними греками. Без них никакая Античность не могла быть возможна сама Античность. Древний Рим придал Античности свои собственные черты, в чем-то их переиначил, в чем-то усвоил полностью. Без Рима Античность не стала бы тем, чем она была в свою позднюю пору развития. Именно благодаря Риму, античная культура стала достоянием последующих эпох культурного развития Запада. И все-таки не Рим, а Древняя Греция заложила основы античной культуры и выразила ее с наибольшей глубиной  и полнотой.
  • Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различия между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты  древнегреческой культуры:
  • интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как  она синтезировала

достижения культур многих народов: ахейскую, дорийскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, но избегая слепого копирования;

  • космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только мир, Вселенная, но

и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу;

  • утверждались эстетические категории – красота и мера. Мера едина и неделима, она –

характеристика совершенства. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому для греков одна из основных черт бытия – гармония – единство  в многообразии;

  • наличие канона – совокупности правил, определяющие идеальные  пропорции

гармонической человеческой фигуры  Теоретиком пропорций был Поликлет, автор труда «Канон». Идеал, к которому должен стремится  человек – калокагасия  (kalos) – прекрасный,   (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

  • космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм –  обращенность к

человеку. Космос постоянно соотносится с человеком, о чем писал Протагор: «Человек – мера всех вещей». Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека;

  • состязательность как одна  из черт, которая характеризовала различные сферы жизни

греческого общества – художественную, спортивную и т.д. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э., были популярны Дельфийские, Немейские, Истмийские игры;

  • древние греки создали  принципиально новый тип цивилизации – рыночную экономику,

основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического государства и свободном развитии личности. Политически античная цивилизация начинается с полиса, экономически – с агоры, лимен (порта) и деревни;

  • тема свободы – это сердцевина  смысла греческой культуры.   Самым своеобразно-

греческим в трактовке свободы было отождествление ее с самодостаточностью и самодавлением. Свобода  предполагала прежде всего независимость ни от чего внешнего.  Все внешнее непредсказуемо и  неконтролируемо, оно таит в себе угрозу рабства. Поэтому устроить свою жизнь  тому, кто  свободен, необходимо так, чтобы  внешняя реальность никогда не играла  в ней определяющей роли. Но замкнутое на себя внутреннее пространство  само по себе тоже несвободно. Замкнутого на себя человека, например, могут одолевать соблазны, страсти, у него  не будет согласия с самим собой, он как бы противопоставит себя себе же, и в результате опять попадет в рабство к самому себе. Чтобы избежать рабства и быть свободным, необходимо помимо независимости от внешних обстоятельств еще достичь согласия с самим собой, ненарушимой внутренней гармонии. Внутренняя гармония – это тоже независимость, но на этот раз от самого себя, высшего в людях от низшего в них, т.е. души от тела, разумного начала в душе от чувственного.

  • Греческая культура поистине праздничная, внешне красочная, зрелищна. Обычно

праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов;

  • в целом для античной культуры характерны рациональный подход к пониманию мира и в

тоже время эмоционально-эстетическое  его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социално-практических и теоретических проблем. Поэтому Древняя Греция стала родиной философии,  науки демократии.

 

2. Основные этапы развития культуры Древней Греции.

Культура Древней Греции прошла в своем развитии следующие периоды:

  1. Крито-микенский  (III-II тыс. до н.э.).
  2. Гомеровский (XI-IX вв. до н.э.).
  3. Архаический (VIII-VI вв. до н.э.).
  4. Классический период (V – IV вв. до н.э.).
  5. Эллинистический  период (IV-I вв. до н.э.).

Крито-микенская культура.

            Крито-микенская культура была связующим звеном между Античностью и древневосточными цивилизациями. О ее высоком уровне развития  свидетельствуют развитая письменность, технические изобретения (бассейн, водопровод), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских ворот в Кноссе и Фесте, расписные каменные  сосуды, изящные изображения женщин, керамика).

Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов – цитаделей (это больше характерно для микенской, а не критской цивилизации. Особенностью критской культуры является  отсутствие укреплений городов и дворцов). Мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец, был сосредоточением сложной экономической, военной и религиозной жизни. Это неполное перечисление функций дворца говорит о том, что он был центром сложной социальной системы. Наиболее известным  памятником критской  цивилизации стал Кносский дворец («Лабиринт»), дворец в Микенах.

Документировалась вся многообразная хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством  трудовыми повинностями, податями, так же как и все население поселков, подвластных дворцу. Для такой регламентации требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников, что и подтверждается содержанием источников. Во главе этого аппарата находился царь-жрец (ванака), что в совокупности говорит о наличии мощного жреческого сословия и о теократическом характере власти этой цивилизации. Царь-жрец сам совершал сложные религиозные обряды, являясь верховным  жрецом главных храмов. Основная священная функция царя-жреца заключалась в сохранении великого священного порядка в природе, с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы, ее порядок и отправления.

Человек в такой социальной системе еще не освободился от религиозного (политеистического) мировоззрения Политеизм при наличии жречества превратился в сложную религиозно-идеологическую систему. Достигнутое к тому времени разделение труда получило закрепление в именах богов. Идея божественного происхождения каждой профессии (техне) надолго сохранилось в религиозном арсенале древних греков.

В то же время, общинные поселения были относительно самостоятельны. Не было необходимости проводить грандиозные общественные работы, ни в централизованного государстве. Но оставалась общая потребность в обороне, которое не могло обеспечить в отдельности ни одно поселение. В состав бюрократического аппарата входил многочисленный штат  военных чинов, руководивших прежде всего отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами  продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войска. Так что полностью монополизированной была лишь военная функция: незащищенные поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной во дворцах-цитаделях.

Гомеровский период (XIIX вв. до н.э.).

            Гомеровская культура характеризовалась упадком культуры, т.к. в 11 в. до н.э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры – так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства. Основными источниками сведений об этой эпохе служат произведения «Илиада» и «Одиссея».

Архаический (VIIIVI вв. до н.э.).

            В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии). Этот период стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимы предпосылки  и условия для последующего взлета  и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят изменения. За три века античное общество переходит от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства. В эту эпоху возникли практически все формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Становление и развитие культуры греческих полисов базировалось на достижении и развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции  и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса были театры, музеи, гимназии, стадионы рынки и т.д. Полисы выступали  также центрами становления и развития  философии, науки, литературы, искусства, архитектуры  и.т.д.  Именно в условиях полисной жизни стала зарождаться и родилась личность, так как полисная демократия  (начавшаяся в  эпоху архаики  с Солона) предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

Классический период (V – IV вв. до н.э.).

            Классический период стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно в этот период породил те явления, которые позднее назовут «греческим чудом» В это время полностью раскрывает свои возможности полис. Наивысшего рассвета достигает демократия, благодаря деятельности великого политика Перикла.

Происходит бурное экономическое развитие. Основой экономики по-прежнему остается сельское хозяйство. Интенсивно развиваются ремесла – в особенности выплавка металла. Быстро растет  товарное производство (олив, винограда). Наиболее важным полисом этого периода становятся Афины. Помимо этого активно развиваются Карфаген, Фивы, Коринф. В широких масштабах ведется строительство (в Афинах построен Парфенон, в Эфесе храм Артемиды).

Наивысшего расцвета достигает философия в лице Сократа, Платона,  Аристотеля, скульптура (Пракситель, Скопас, Лисипп, Фидий). Главным литературным событием является рождение и расцвет древнегреческой драматургии и театра.

Но именно этот период оказался началом конца греческой культуры.

Эллинистический  период (IVI вв. до н.э.).

До сих пор мы говорили о греческой классике и частично об архаике. Именно в архаический и классический периоды древнегреческой культуры выявилось ее своеобразие, она достигла своих вершин. Эпоха эллинизма тоже была по-своему  продуктивна, но ее отличает и кризисный характер. Это было время перелома и трансформации того, что было присуще греческому духу и должно было сохраниться навсегда, как казалось. Эллинизм принято связывать с именем Александра Македонского (336 – 323 гг. до Р.Х.). Можно сослаться и еще на более определенную дату – 334 год, когда Александр начал свою победоносную войну с Персидским царством.

Начиная с походов Александра полис перестает быть  единственной и даже приемлемой формой общежития греков. Огромное число греков вслед за завоевателями потянулись вглубь материка, основывая уже государства. Громадное государство Македонского было недолговечным и после смерти Александра распалось на несколько, из-за войны диадохов Александра. Самыми крупными государствами были государства Птолемея и Селевка. Они, особенно Птолемей создали относительно устойчивые государства, просуществовавшие столетия. Птолемеи правили в Египте три столетия.  Со смертью последней египетской царицы Клеопатры в 30 году до н.э. принято связывать конец эллинистической культуры и окончательное наступление римского периода Античности. С возникновения государств диадохов до конца эллинизма было еще далеко, но эпоха эта уже наступила и это была эпоха эллинизации новых стран и новых народов.

Причем эллинизация затронула не каких то там полупервобытных македонцев и фракийцев, а народы древневосточные, которые имели к тому времени мощную культуру и государства. При этом реально имели место причудливые сочетания эллинистического Запада и Востока.

Из духовной культуры наиболее успешно в эпоху эллинизма развивались наука и искусство. В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре.  Выдающимися философскими школами этого периода считаются эпикурейство, стоицизм и скептицизм. Центром культуры эллинизма постепенно стала Александрия Египетская. В ней был выделе квартал, который населяли скульпторы, поэты, писатели, философы, ученые. Он находился под покровительством Птолемеев, и на государственном обеспечении. Для жителей квартала была построена знаменитая Александрийская библиотека на сотни тысяч рукописей. В нем располагался Мусейон – святилище муз, где были собраны произведения искусств, созданы ботанические сады, построена обсерватория, анатомический театр.  В Мусейоне ученые занимались филологическими изысканиями, математикой, риторикой, философией.  Но эта культура уже существовала отдельно от жизни народа, политическая, экономическая, гражданская жизнь  как будто ее не касалась. Она существовала в окружении чуждого ей египетского народа, которому тоже все это было чуждо.

Если греческая классика была движением вглубь и ввысь, то эллинистическая культура разворачивалась вширь. Она сделала многое из того, что классика не была в состоянии сделать. До некоторой степени, эллинизм был эпохой  постепенного угасания творческого импульса культуры. И все же именно в эту эпоху появилась наука как таковая, не филология, не математика, а именно наука. Эллинистические ученые с большим почтением относились к философии и навсегда сохранили представления о том, что любое знание должно быть соотнесено с философией. Однако реально, даже самые крупные ученые сосредотачивали свое внимание на  исключительно на избранной науке.

Древнегреческая мифология и религия. Наука и искусство Древней Греции

            Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Греческая мифология сложилась во 2 тыс. до н.э. В это время начинает оформляться пантеон греческих богов живущих на Олимпе. Это объединение не получило свое завершение вплоть до македонской эпохи.  Вопрос о происхождении греческого пантеона очень труден. Образы этих богов очень сложны и каждый из них пережил длительную эволюцию. Некоторые олимпийские боги представляют собой крито-микенские, доэллинские божества, культ которых был усвоен ахейцами. В древнегреческой религии сохранились слабые следы тотемизма, о чем свидетельствует мифология и обряды греков. Например, отдаленным отзвуком тотемических верований могут служить мифы о Зевсе, который превращается то в быка, то  лебедя, то в золотой дождь. Другой миф – о змееногом Кекропе, основателе Афин.

Главная богиня – супруга Зевса  «волоокая» Гера, есть, видимо, богиня-корова, покровительница Микен. Посейдон был, вероятно, древним морским божеством Пелопоннеса, его почитали прибрежные моряки. Помимо своей роли божества моря, он почитался покровителем коней. Его культ приняли во всей Греции. Афина Паллада – была несомненно богиней, покровительницей городов и городских укреплений. Павсаний упоминает о 50 эпитетов Афины. Греки очень чтили эту богиню, недаром на территории Греции существовало 73 храма, посвященных  Афине. Афина выступала как богиня воительница, изображалась всегда в полном вооружении. Артемида была одной из наиболее чтимых богинь, по числу посвященных ей храмов – 80, занимала  первое место среди  богов Греции. По происхождению, она была местным божеством, предположительно Аркадии, где была покровительницей охоты, связанной с медведем. В классической мифологии и иконографии Артемида выступает как девственная  богиня-охотница, обычно со своей спутницей ланью. Аполлон – один из самых сложных  и неясных образов греческого пантеона. По происхождении это пришлое, малоазиатское божество, культ которого в классическую эпоху слился с многими чисто местными культами. Ему было посвящено 50 храмов. Аполлону приписывают множество функций, главными из которых были : прорицание будущего, покровительство искусствам и науке,  врачевание, божество света и т.д. Очень сложен образ Зевса – верховного бога Олимпа. В нем слились черты множества местных богов. Главными центрами почитания Зевса были Фессалия (древнее фессалийское божество дождя и плодородия) и Крит (в образ Зевса здесь влилось древнее божество, символом которого был двойной топор минойской эпохи). Имена местных богов, с которыми слился образ Зевса сохранился в виде эпитетов, они же говорят о тех функциях, которые выполнял Зевс в той или иной области Греции: податель плодородия, покровитель чужеземцев,  дожденосный, предводитель судеб и т.д.  Афродита – богиня восточного происхождения. Имя ее – эпитет, указывает на ее рождение из морской пены, второе имя – Киприда, говорит о месте наибольшего ее почитания, остров Крит.  У греков Афродита превратилась в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности.

Особую группу представляют боги, образы которых непосредственно стали олицетворением явлений культурной жизни людей. Таков  Гефест

– олицетворение земного огня и кузнечного дела, Гестия – олицетворение домашнего очага, Гермес – божество торговли, в мифологии – вестник богов и проводник душ. Наиболее просты образы бога-целителя Асклепия, бога пастухов Пана, бога войны Ареса.

Некоторые из греческих богов, заняли важное место  в культе только  классическую эпоху. Это касается богов земледельческого культа: Деметра – богиня плодородия, ее дочь Персефона (Кора) – олицетворение хлебного злака, Дионис – бог виноградарства  и виноделия, фракийско-фригийского происхождения.

Великие подземные боги, владыки подземного царства и смерти  Аид и Геката не имели общегреческого публичного культа, зато занимали видное место в черной магии. Некоторые греческие боги представляли собой более или менее абстрактные образы – олицетворяли собой отдельные отвлеченные понятия: Плутос – богатство, Немезида – богиня возмездия, Фемида – богиня правосудия, Дике – богиня справедливости, Ника – богиня победы и т.д.

На почве разложения родового строя, в связи с выделение аристократических родов выросла очень характерная для Греции новая форма религии :аристократический культ героев, который нашел красочное отражение в мифологии. Героями первоначально были духи-покровители отдельных родов, предки-родоначальники. С выделением аристократических родов и их родоначальники стали выделяться и почитаться больше других. Таковыми были, например, Геракл, Персей, Тесей, Эрехтей и т.д.

Форма культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Размеры и степень сложности жертвоприношения были различны: от простого обрызгивания земли – до крупного жертвоприношения (100 животных). Другим элементом культа было возложение венков на алтари, изображения богов, процессии, пляски  пение священных гимнов. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и домашний культ. Жречество в Греции не составляло особой корпорации. Жрецы просто были служителями при храмах отдельных богов, следили за правильным исполнением обрядов, нередко гадали, врачевали.

Древнегреческая религия тесно связана с мифологией. Мифы объясняли установление культа божеств, культовые обряды.

Наука. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Отметим ряд основных положений.

  1. 1). Признавая огромную роль  древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождается разложением мифа. От него философия унаследовала целостное восприятие мира. Но вместе с тем философия вобрала в себя различные предшествующие  научные знания, бытовые описания.
  2. 2). Философия развивалась  в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (4 в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, пифагорейская школа и т.д.
  3. Новый период ее развития начался  с Сократа (5 в. до н.э.), который признавал философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, логику, эстетику, учение о государстве и т.д.
  4. Древнегреческая литература явилась основанием всей западноевропейской философии.
  5. 3). Именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

В тесной взаимосвязи с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – те же мифы, но именно поэтому раннегреческая наука отличается от современной. Это были зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в 6 в. до н.э. представляли мир следующим образом.: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярное движение Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь, воздух. Гармонию мира, гармонический порядок нарушают катастрофы и стихии.

Древнегреческая наука была синкретична, единой, нерасчлененной, не распадавшейся на философию и естествознание и его отдельные дисциплины. Мир понимался как единое целое, иногда уподобляясь огромному животному.

Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до 19 века. «Физика» Аристотеля была посвящена изучению  природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачем Античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

На рубеже 7 -6 вв. до н.э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком Античности считается «отец истории» Геродот, который как и его последователи Ксенофонт, Фукидит, посвятил свои произведения описанию вон. Автор 40-томной «Истории» Полибия считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом история как наука ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

В эпоху эллинизма широкое распространение получила научная литература, связанная с именем Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. В 3 в. до н.э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира. Началось становление географии как науки, что было связано с вполне научными путешествиями, которые осуществляли ученые по заказу Птолемеев. Например, Пифей, в научных целях, имея задачу составить как можно более подробную карту линия побережья Средиземного моря, открыл Ла-Манш, доплыл до Северного моря, и достиг «моря Сатурна» (по-видимому, Норвежское море). Эратосфен, библиотекарь, поэт, попытался составить карту земного шара, нанеся на нее материки и океаны и климатические пояса. Высчитал окружность земного шара, при этом ошибся всего на 50 км.

Литература. Древнегреческая литература древнейшая в Европе. Поиски начала всегда очень трудны. Основания литературы заложены прежде всего в мифотворчестве. Известно, что еще до Появления гомеровского эпоса, существовала поэзия, которая носила либо религиозный характер, либо была связана с бытовой практикой, что есть в фольклоре любого народа. Поэзия была тесно связана с музыкой и была песнопением. Существовали следующие виды песен:

пеан – гимны в честь Аполлона, френос – погребальные песни, гименеи – свадебные песни, софронос – нравоучительные песни, трудовые и т.д.

Но первыми литературными произведениями считаются «Илиада» и «Одиссея».  Очень популярными были произведения Гесиода «Труды и дни», «Теогония». Но постепенно  лидерство в литературе от эпоса переходит к лирике. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современного мира характерно для творчества Архилоха, Сафо, Алкея, Феогнида, Анакреонта. В качестве отдельного жанра складывается басня – Эзоп.

В эпоху классики поэзию представлял Пиндар из Фив. Но главным литературным достижением этой эпохи стало появление драматургии и развитие театра. Основателем трагедии считается Эсхил. Ему принадлежит создание 70 трагедий, 20 драм. Наиболее известными его произведениями являются: «Прикованный Прометей», «Персы», «Семеро против Фив», трилогия «Орестея». Софокл создал около 120 трагедий, среди них «Аякс», «Электра», «Антигона», «Эдип-царь», «Эдип в Колоне». В искусстве Еврипида люди показаны, как он считал, такими как они есть. Наиболее известными его произведениями являются «Медея», «Орест», «Вакханки». Наряду с трагедией развивается и комедия. Отцом комедии был Аристофан «Облака», «Мир» и др.

Театральные представления выросли на основе культа Диониса, который всегда носил в Греции массовый и праздничный характер. На празднике в честь Диониса всегда пелись дифирамбы, Диониса сопровождала свита, распевавшая торжественные и печальные оды. Театры были государственными учреждениями,  государство брало на себя устройство театральных праздников и состязаний. Самым большим был театр в Афинах, который вмещал до 17 000 зрителей.  Театр состоял из трех частей: орхестра – для хора и актеров с жертвенником; скены – перегородки в конце орхестра, где актеры переодевались и театрон – зрительские места. Хор состоял из 12 – 15 человек во главе с корифеем. Первоначально актеров вообще не было. Главным исполнителем пьесы был хор. Но потом Эсхил ввел актера, для комментария текста, дальше их стало двое, а Софокл довел число актеров до 3 человек.

Высокого уровня развития достигла архитектура. Уже в архаическую культуру возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, храм Артемиды, храм Зевса, Акрополь и т.д.

В 8 в. до н.э. зародилась скульптура, главным объектом изображения становятся боги и богини, легендарные герои. Таковы произведения Фидия (статуя Зевса), Мирона «Дискобол», «Афина и Марсий», Поликлета «Дорифор», «Раненая амазонка». Но постепенно происходит отход от идеализированного человека. Так возникает искусство Праксителя «Афродита Книдская», «Сатир, наливающий вино»,  Скопаса »Вакханки», Лисиппа «Отдыхающий Гермес», портреты А.Македонского.

В эллинистическую эпоху усиливается роль драматизма в скульптуре, эстетического эффекта: Венера Милосская, Лаокоон и др.

4. Древнеримская мифология и религия.

Периоды римской истории:

Царство (8-6 вв. до н.э.),

Республика (510-509 гг. до н.э. – 27 г. до н.э.),

Империя (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Особенности древнеримской античной культуры

1. Древний Рим сыграл ключевую роль в истории европейской и мировой культуры. Комплекс стран и народов,   который мы до сих пор обозначаем «Западная Европа», в исходной своей форме создан Римом.

2. Через Рим Европа усвоила и приняла основные ценности Античности:  право и государственную  организацию, устойчивый набор сюжетов и художественных образов, и что важно, идею демократии, гражданской ответственности, разделения властей и т.д.

3. Древнеримская культура первоначально формировалась в пределах римской общины, позже она ассимилировала  этрусскую, греческую, эллинистическую культуру.

4. Римляне были хорошими воинами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами и архитекторами.

Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия, которая была анимистической (верили в духов-покровителей лар, каждый мужчина имел личного духа- покровителя  гения, а женщины духа-покровителя юнону), а также содержала в себе элементы тотемизма (почитание Капитолийской волчицы, по преданию вскормивших Ромула и Рема, основателей Рима).

Божества римлян были обезличены, бесполыми. Постепенно из этих неясных, бледных божеств оформились более яркие образы Януса – бога начала и конца, Марса – божества солнца, Сатурна – бога посева и т.д., т.е. римляне перешли к антропоморфизму.  В классический период римляне сами различали в своем пантеоне две группы богов:

  • – старые, туземные, отечественные боги;
  • – новые боги, пришельцы.

Многочисленные римские боги никогда не были покровителями какой-либо общины. В большинстве своем они были олицетворением  различных сторон человеческой деятельности. Каждый шаг человека с момента его рождения находился под покровительством того или иного бога. Существовал  бог первого крика младенца, бог членораздельной речи, богиня первого шага и первого самостоятельного глотка и т.д. Впоследствии ученые дали этим богам название «мгновенные боги».

Иерархия в римском пантеоне постоянно менялась. Например, пантеона  2 в. до н.э. выглядел следующим образом: 12 главных божеств –  Юнона, Веста, Минерва, Церера, Диана, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Нептун, Вулкан, Аполлон.

В честь богов устраивались многочисленные праздники. Наиболее значительные были связаны с чествованием Юпитера и Марса, затем шли праздники винодельческие и земледельческие, а за ними пастушеские, когда приносились жертвы  кормилице-земле, богине плодородия Церере и т.д. Римская религия не был возвышенной, римлянам чуждо было обожествление герое. Римляне искали помощи у богов в своей повседневной жизни, как бы вступая в договор с божеством, и ждали его благосклонности после жертвоприношения. В художественной культуре боги первоначально не изображались. Материальным символом богов служили те или иные предметы (по-видимому, пережиток фетишизма). Марс символизировался копьем, Юпитер – камнем. Создавать статуи римляне стали под воздействием греческой культуры. Но зато делались изображения умерших в виде посмертных масок или бюстов. Первоначально не было даже храмов.

Культ богов был также сух, трезв, рационален, формален до последнего шага. Не допускалось никакого отклонения от ритуала. Жрецы были должностными лицами государства. Особого жреческого сословия Рим никогда не знал, и самостоятельной роли они никогда не играли. Они не были обособленны от общественной жизни, жреческие должности занимались светскими людьми, но часто пожизненно

Историческое развитие римской религии состояло в том, что по мере роста государство и присоединения к ним новых земель и народов, римский пантеон пополнялся новыми богами. Особенно крупное влияние оказала греческая религия. Народные массы, рабы, беднота охотно почитали восточных богов: Вакха, Исиду, Анубиса, Митры, позднее Христа и т.д. Эти культы нередко носили оргаистический характер. К 186 г. до н.э. относится сенатский декрет о запрещении вакханалий, Сенатом к суду было привлечено 7 000 человек.

Другое изменение религии было связано с появлением монархической власти, которая потребовала освящения власти – складывается культ божественного императора.

            В 510 г. до н. э . по преданию, народ сверг последнего этрусского царя Тарквиния Гордого. Рим стал аристократической рабовладельческой республикой. В 5 в. до. н.э. был написан первый римский кодекс «Законы 12 таблиц». Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. В Риме юриспруденция достигла высокого уровня – в 1 в. до н.э. существовала обширная юридическая литература, среди которой необходимо отметить 18 книг «Гражданского права» и «Дефиниции» Квинта Муция Сцеволы. Государством поощрялась мудрость управления, ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим деятелем,  должен был овладеть риторикой.

Высшим государственным законодательным  органом Римской республики был сенат, права которого были велики: руководил внешней и внутренней политикой, финансами, государственным имуществом , ведал военной жизнью и т.д.

5. Художественная культура  Древнего Рима.

Период Республики. В этот период культура представляла собой эклектическое соединение  различных начал – этрусского, греческого, римского, италийского.

Литература. Первыми римскими писателями были греки, а первыми произведениями на латыни – переводами с греческого. Первый римский поэт – грек Ливий Андроник, перевел на латынь древнегреческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера.  Тит Лукреций Кар  в научной поэме «О природе вещей» изложил материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура. Сочинения самого Эпикура погибли, поэтому философская поэма Лукреция является ценнейшим источником познания этого учения. Начало римской прозе положил Катон Страший своим трудом «О сельском хозяйстве». Многие виды латинской культуры  – философию, юриспруденцию, историю, ораторское искусство – обогатило творчество  Марка Туллия Цицерона.  Не менее знаменитым писателем того времени был  Марк Терентий Варрон, написавший около 74 сочинений в 620 книгах на различные темы. Появилась целая плеяда драматургов и поэтов, среди которых следует назвать Плавта Написавший комедии «Клад», «Куркулиан», «Близнецы» и др. Терентия (190-159 гг. до н.э. – комедии «Свекровь», «Самоистязатель», «Евнух», «Братья» т др.

Высокого уровня достигает архитектура , которая испытывала сильное влияние этрусской и греческой.  Но в своих сооружениях римляне старались подчеркнуть силу и мощь. Для римской архитектуры  характерна монументальность, помпезность, пышная отделка зданий. Больший интерес проявляется к зданиям практических нужд, а не  храмовым комплексам.

Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции – арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во 2 – 1 в в. до н.э. широко применяется бетон, сводчатые конструкции. Появились новые типы зданий:

  • базилики (совершались торговые сделки, вершился суд);
  • амфитеатры (устраивались гладиаторские бои);
  • цирки (проходили соревнования колесниц);
  • термы (комплексы банных помещений).

Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка.

Во время завоевания Греции и эллинистических государств в Рим в огромном количестве хлынули материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало  расцвету собственно римской скульптуры. Исключение составил жанр портрета в скульптуре – портретные статуи. Римляне создали статуи «тогатус», изображающий оратора в тоге, и бюсты отличающиеся большим портретным сходством. Была создана первая конная статуя императора Марка Аврелия, ставшая образцом для последующих европейских конных монументов.

Период Империи. С 31 г. до н.э. начинается история империи и зарождается качественно новая  средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально- экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой – античную интеллигенцию – учителей, мастеров риторики, философов, поэтов, писателей.

Центром сосредоточения культуры был город, в котором находились амфитеатры, цирки, стадионы, храмы и т.д. Для населения был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного воспитания и образования включало в себя три ступени:

– элементарная школа – 7-12 лет (чтение, письмо, счет);

– «грамматическая» школа – 12-15 лет (чтение и толкование классических авторов);

– «риторическая» школа – 15-18 лет (красноречие).

Обучение точным наукам и философии в программу не входило и приобреталось частными уроками. Выпускники высшей ступени готовились к государственной службе, стало зарождаться высшее образование.

Одно из важнейших достижений этого периода – литература. Это творчесвто таких писателей как Апулей, Плиний Младший, поэтов Вергилия, Горация, Овидия. Грандиозные масштабы империи наложили отпечаток на характер литератур: она стала более драматичной, трезвым анализам действительности.

Наука в эпоху поздней империи не получила значительного развития, за исключением истории, чего нельзя сказать об архитектуре, портретной скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов, сомкнутый феерический свод (купол).

Архитектор Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов. Таких форумов было построено шесть. Первый – форум Романум (IV в. до н.э.), а затем форумы – Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна.

Настоящего расцвета римская архитектура достигла при Августе. При нем реставрируются старые храмы и возводятся новые (храм Аполлона и храм Весты, храм всех богов – Пантеон. Пантеон , круглое здание, перекрытое грандиозным куполом диаметром более 43 м. был достроен Колизей – самый большой амфитеатр античного мира. Искусство было одни из средств разумной организации жизни римлян. Поэтому первоочередное значение придавалось практицизму и реалистичности.

Наука.

Плиний Старший (23/24-79 гг. н.э.) написал многотомную «Естественную историю» (37 томов). Это энциклопедия знаний для своего времени.

Птолемей (83-161 гг. н.э.) создал всемирную известную геоцентрическую систему мира, позволявшую определять положение планет на небе. Ему принадлежат также работы по оптике, математике и географии.

Врач Гален (129-199 гг. н.э.) в своем труде «О частях человеческого тела» впервые дал анатомо-физиологическое описание человеческого организма как единого целого. Гален ставил опыты на животных и вплотную подошел к открытию решающей роли нервов для двигательных рефлексов.

Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) автор «Римской истории от основания города» (142 тома).

Тацит (58-117 гг. н.э.) в своих трудах «Анналах» и «Истории» (14 томов) излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жизни древних германцев.

В период Империи получают большое распространение основные течения римской философии – эпикуреизм (Лукреций, Цицерон), стоицизм (Сенека, Эпиктет, император Марк Аврелий), неоплатонизм (Плотим, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

В целом в эпоху Империи римское общество как цивилизация продолжало развиваться. Однако в духовном плане уже в I в. н.э. появились симптомы серьезного кризиса. Достигнув мирового господства, Рим как бы исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Начиная с I в. н.э. Рим все больше предстает как первая историческая форма общества потребления. Знаменитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни не только безземельного плебея, но и всех слоев общества. Императоры Калигула  и Нерон стали символами и жестокости и морального разложения. Именно духовный кризис явился главной причиной общего кризиса римского общества и его гибели.

Так, просуществовав более 1 тыс. лет, заканчивала существование Античная культура. Эстетический идеал ее, пережив все категориальные фазы развития, начав с трагического,