Анатомо-физиологические особенности и методы исследования кожи

Анатомо-физиологические особенности и методы исследования кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфоузлов, мышечной, костной и хрящевой ткани. Физическое, психическое и половое развитие ребенка

Параметры физического развития детей первого года жизни.

Возраст, мес.

Прибавка массы тела, г

Прибавка массы за истекший период, г

Прибавка роста, см

Прибавка роста за истекший период, см

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

600
800
800
750
700
650
600
550
500
450
400
350

600

1400

2200

2950

3650

4300

4900

5450

5950

6400

6800

7150

3
3
2,5
2,5
2
2
2
2
1,5
1,5
1,5
1,5

3

6

8,5

11

13

15

17

19

20,5

22

23,5

25

 

Параметры физического развития у детей старше 1 года.

масса тела = 10 + 2*n

длина тела = 75 + 5*n, где n – число лет жизни

 

Окружность головы у здоровых детей первого года жизни увеличивается в среднем на 1 см в месяц, а затем на 6–8 см в течение всей последующей жизни.

Средние сроки развития моторных актов у детей первого года жизни

Движение

Средний возраст овладения

Улыбка
Гуление
Держание головки
Направление движения ручек
Переварачивание
Сидение
Ползание
Произвольное хватание
Вставание
Шаги с поддержкой
Стояние самостоятельное
Ходьба самостоятельная
5 недель
7 недель
2 месяца
4 месяца
5 месяцев
6 месяцев
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев
9,5 месяцев
10,5 месяцев
11,75 месяцев

Безусловные рефлексы новорожденных:

  • хоботковый рефлекс;
  • поисковый рефлекс;
  • сосательный рефлекс;
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина;
  • хватательный рефлекс;
  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабинского;
  • рефлекс опоры;
  • рефлекс автоматической походки;
  • рефлекс ползания Бауэра;
  • рефлекс Галанта;
  • рефлекс Переса.

Слои кожи:

  • эпидермис;
  • дерма;
  • ногти.

Придатки кожи:

  • волосы;
  • потовые и сальные железы.

Функции кожи:

  • защитная;
  • дыхательная;
  • резорбционная;
  • орган чувств;
  • экскреторнаая;
  • секреторная;
  • терморегуляторная.

Группы периферических лимфатических узлов:

  • затылочные;
  • сосцевидные;
  • подчелюстные;
  • подбородочные;
  • переднешейные;
  • заднешейные;
  • надключичные;
  • подключичные;
  • подмышечные;
  • торакальные;
  • локтевые;
  • паховые;
  • подколенные.

Характеристика лимфатических узлов:

  • величина;
  • количество;
  • подвижность;
  • отношение к коже, подкожно-жировой клетчатке и между собой;
  • чувствительность;
  • консистенция.

Вторичные половые признаки для девочек

Развитие молочной железы

Железы не выдаются над поверхностью грудной клетки

Железы несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус
Железы значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса

Тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком

Ма0

Ма1

 

Ма2

Ма3

 

Оволосение лобка

 Отсутствие волос
Единичные волосы
Волосы на центральном участке лобка редкие, длинные
Волосы на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся,
густые

Р0
Р1
Р2
Р3

Развитие волос в подмышечной впадине

 Отсутствие волос
Единичные волосы
Волосы на центральном участке впадины
Волосы густые, вьющиеся по всей впадине

Ах0
Ах1
Ах2
Ах3

Становление менструальной функции

 Отсутствие менструаций
1–2 менструации к моменту осмотра
Нерегулярные менструации
Регулярные менструации

Ме0
Ме1
Ме2
Ме3

 

 

Вторичные половые признаки для мальчиков

Оволосение подмышечной впадины

Отсутствие волос
Единичные волосы
Редкие волосы на центральном участке
Густые прямые волосы по всей впадине
Густые вьющиеся волосы по всей впадине

Ах0
Ах1
Ах2
Ах3
Ах4

Оволосение лобка

Отсутствие волос
Единичные волосы
Редкие волосы в центральной части
Густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности лобка без четких границ
Густые вьющиеся волосы равномерно по всей поверхности лобка в виде треугольника

Густые вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и в направлении к пупку

Р0
Р1
Р2

Р3

 

Р4

Р5

 

Рост щитовидного хряща

 Отсутствие признаков роста
Начинающееся выпячивание хряща
Отчетливое выпячивание (кадык)

L0
L1
L2

Изменение тембра голоса

 Детский голос
Мутация (ломка) голоса
Мужской тембр голоса

V0
V1
V2

Оволосение лица Отсутствие оволосения
Начинающееся оволосение над верхней губой
Жесткие волосы над верхней губой и появление волос на подбородке
Распространенное оволосение над верхней губой и на подбородке с тенденцией к слиянию, начало роста бакенбардов
Слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакендардов
Слияние всех зон оволосения лица

F0
F1

F2

F3

F4

F5

 

 

VII. Схема обследования больного.

Жалобы: Родители детей раннего возраста предъявляют жалобы на прохую прибавку массы тела, длины тела, быстрое увеличение окружности головы; отставание в моторном развитии (несоответствие возрасту моторных и статических актов); задержку речи; высыпания на коже, быстрое закрытие или большие размеры большого родничка, отсутствие или позднее прорезывание молочных зубов, увеличение и болезненность шейных лимфатических узлов; запаздывание или раннее появление признаков полового созревания, особенности строения наружных половых органов.

При сборе анамнеза жизни выясняют течение беременности, возможное влияние профессиональных вредностей на организм матери, вредные привычки родителей. Срок гестации на момент родов. Течение раннего неонатального периода (масса, длина тела, окружность головы при рождении, физиологическая убыль массы тела). Вскармливание на первом году жизни. Параметры прибавки массы, длины, окружности головы в предшествующий возрастной период. Психомоторное развитие в различные возрастные периоды. Родословную.

При обследовании ребенка оценивают общее состояние, самочувствие, положение.

—      оценивают состояние кожи (чистоту, влажность, эластичность, температуру, тургор мягких тканей), подкожно-жировой клетчатки;

—      производят осмотр и скользящую пальпацию лимфатических узлов системно с двух сторон;

—      оценивают состояние большого (малого) родничка (размеры, края, отношение к костям черепа), сроки и последовательность прорезывания молочных зубов, смену на постоянные;

—      определяют мышечный тонус и мышечную силу;

—      оценивают половое развитие детей;

—      измеряют массу, длину тела, окружность головы;

—      оценивают по центильным таблицам физическое развитие;

—      определяют функциональное состояние органов чувств;

—      оценивают психо-моторное развитие.